Киселев, А. А. Имидж Финляндии, Швеции, Норвегии и их народов в представлении мурманчан в первой половине ХХ века : в помощь преподавателю и студенту / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ин-т. Каф. Баренц-регионоведения. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2000. - 38, [2] с. : портр.
Архангельские и кольские купцы поддерживали тесные контакты с нор вежцами, имели собственные конторы (дома) во многих городах Север ной Норвегии. Когда началась Первая мировая война, и Норвегия сумела, как и Шве ция, остаться нейтральной, мурманчане завидовали норвежцам: русские мужики должны были вновь, как это происходило в русско-японскую вой ну, отправляться в армию, бросая хозяйство и промыслы на баб и стари ков, а норвежцы продолжали жить по законам мирного времени. Но, как говорится, каждому — свое. Когда началось строительство Мурманской железной дороги, но{5йеж- цы оценили этот шаг России весьма положительно. Они не только привет ствовали эту «великую стройку века», но и предполагали получать солид ные барыши: «Если в Мурманск пойдут грузы из Европы, — писали скан динавские газеты, — возить их будет нейтральная Норвегия». 31 октября 1915 года норвежская газета «Verdens Cang» опубликовала срочное сообщение: «Мурманская железная дорога — Вардё. По всей видимости, все финнмарк- ские города войдут в этот маршрут». Далее в нем говорилось: «... в Северной России создается план ежедневного срочного сообщения меж ду конечной станцией Мурманской железной дороги и Вардё. Мурманское паро ходное общество создало этот план и, по всей вероятности, все финнмаркские города войдут в этот маршрут. Пароходы этого общества в течение ряда лет совер шали еженедельные рейсы между Архангельском и Вардё». Через день та же газета сообщала новые подробности «о прокладке русской железной дороги Петроград — Кола». Вот только два отрывка из этой статьи: «В некоторых местностях рабочие бежали с работ, так как их положительно заедали москиты и особенно комары. Эти комары кружились большими стаями над полотном, мешая работе, как днем, так и ночью. В другом конце этой знаме нитой железной дороги до середины июня все было залито водой». ...«Между болотами и лесами тянутся пустынные, песчаные пространства, ме ста, где лежат большие глыбы гранита или гигантские корни и остатки тысячелет них лесов, через которые рабочие и инженеры должны пробиваться. Им прихо дится стоять по колено в воде, работать в песке, стоять в болоте с засасывающим илом, перебираться через скалы, камни, огромные корни и ветви срубленных де- ревьев-великанов. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz