Киселев, А. А. Имидж Финляндии, Швеции, Норвегии и их народов в представлении мурманчан в первой половине ХХ века : в помощь преподавателю и студенту / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ин-т. Каф. Баренц-регионоведения. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2000. - 38, [2] с. : портр.

О Швеции ишведах Швеция более удалена от России и Мурмана, чем Финляндия и Север­ ная Норвегия. С ней у Мурмана не было и общей границы. Поэтому и представления мурманчан об этой Скандинавской стране были более ту­ манны, неопределенны и абстрактны. Некоторые россияне, учившиеся в школах, вспоминали о войнах Рос­ сии со Швецией в средние века, о борьбе Петра Великого с королем Шве­ ции Карлом XII за господство на Балтике, о том, что Россия в 1809 году отняла у Швеции Финляндию. Что же касалось новейшей истории, то мурманчане знали, что Швеция вслед за Швейцарией стала апологетом нейтральности, что эта страна про­ должает индустриализацию, что шведский капитал выгодно размещался и в России. Так один из лесопильных заводов Кольско-Беломорского Севе­ ра принадлежал шведу А. Э. Бергрену. Прямых же контактов мурманчан со шведами было немного, и об этой стране судили по газетам, книгам и рассказам людей, побывавших там. Швеция и в начале XX века была в глазах мурманчан олицетворением спокойного благоденствия, технического прогресса, заботливого отноше­ ния к природе, неспешной урбанизации, сосуществования разных поли­ тических партий, движений, идей и направлений. О шведском короле, парламенте, правительстве северяне знали немного. Их больше интересо­ вали две проблемы: участие шведских ученых и полярных исследователей (Норденшельд и др.) в освоении Арктики и возможности расширения тор­ говли России и Швеции в связи со строительством Мурманской железной дороги. Интересовало мурманчан и освоение приполярных районов Шве­ ции (провинция Норботтен, железорудные месторождения Кируна), тор­ говля оленеводов Мурмана и Северной Швеции. Интересно, что шведская общественность вначале была встревожена известием о строительстве Мурманской железной дороги больше, чем в других странах. 27 февраля 1915 года стокгольмская газета «Aftonbladet» писала: «По-видимому, в Петрограде ревностно стараются успокоить Шве­ цию в ее тревоге по поводу русских замыслов на счет порта в Атлантиче­ ском океане». Шведов волновали три вопроса: направление дороги (уж не хотят ли русские пробить путь к Нарвику и Лунгенфиорду?), почему отпу­ щены такие большие средства (3,6 млн. руб.) и как всё это затронет инте­ ресы Шведского королевства. Шведы как национальная и этническая группа в глазах мурманчан были чем-то похожи на финнов (с их медлительностью, хладнокровием и спо­ 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz