Киселев, А. А. Гулаг на Мурмане : репрессии 30-50-х годов XX века на Кольском полуострове : очерки / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2008. - 198 с.

бригада, потомдругая. Все это произвело на меня удручающее впечатление». Позже, когда геологоразведочные работы на западном берегу Коль­ ского залива были свернуты, заключенных перебросили на сооружение мурманского водопровода. А вот еще одно свидетельство. Оно принадлежит Михаилу Афанась­ евичу Градусову: «Когда строилась Нижне-Туломская ГЭС, я жил на Дро­ вяном и строил там первый кирпичный дом. На Абрам-Мысе был в то вре­ мя лагерь (там еще остались дома от него). Каждое утро через залив ходил деревянный бот-катер с названием “ББК”». По поводу содержания этих воспоминаний, присланных в редакцию «Советского Мурмана», можно высказать два предположения: либо М.А. Градусов пишет о том же лагере в Мишуково-Киевараке, либо речь идет еще об одном - на Абрам-Мысе. Помимо этого отделения, на Кольском полуострове в 30-е годы рабо­ тали заключенные по крайней мере еще двух отделений Беломорстроя: в Мончегорске и на Нижне-Туломской ГЭС (в Мурмашах). Но и это еще не все. Газета «Котлован», издававшаяся в Апатитах, в 1991 году опублико­ вала карту лагерей Кольского полуострова, где указаны 27 точек ГУЛАГа. Однако с этими данными следует еще разобраться: там обозначены лагеря как довоенные, так и послевоенные. Неясна судьба трех отделений УСЛОНа (управление Соловецкого лагеря особого назначения): по мне­ нию автора этой подборки Матвеева, 3-е отделение УСЛОНа вело лесные и дорожные работы в районах Кандалакши, Энгозера и разъезда Белого; 6-е отделение тянуло дороги в Хибины; заключенные 11-го отделения вели лесозаготовки, ловили рыбу, строили дорогу в северной части полуостро­ ва, в том числе на Териберку. Заключенные до войны находились на островах Кильдин и Олений, в Пулозере и Пинозере, в Кандалакше, Ене и Ревде, в Поное и Монче- тундре. Лагеря назывались Белореченскими (в Апатитах) и Березовскими (в Пулозере), были номерными и литерными. До сих пор не удалось рас­ шифровать, где располагался так называемый «объект № 26». Заключен­ ные провели туда линию электропередачи, водопровод, построили насос­ ную станцию. Не сумели мы пока установить, что за «объект № 33» был в Кольлаге. Только недавно разобрались с двумя номерными стройками довоен­ ныхлет: 105-й называлось строительство железной дороги и шоссе Ручьи - Алакуртти - Куолаярви; 106-й - ветка от Пинозера через Уполокшу к Ков- дору. Стало известно, что 106-я (главного управления железнодорожного строительства ГУЛАГа), которую перед войной возглавлял некто Орлов­ ский, также вела сооружение военных аэродромов на полуострове. Да, как это ни парадоксально звучит, но НКВД во главе с Берией сделал для укрепления военной мощи СССР не меньше, чем промышлен­ 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz