Киселев, А. А. Гулаг на Мурмане : репрессии 30-50-х годов XX века на Кольском полуострове : очерки / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2008. - 198 с.
больше наказывали, чаще преследовали - «они были слишком умны». Большой отряд заключенных Беломорстроя, где начальником долгое время был Я.Д. Раппопорт, отмеченный за сооружение канала орденом Ле нина (вместе с Г.Г. Ягодой), был прислан зимой 1935-1936 годов на строи тельство железной дороги от станции Оленья к городу Мончегорску. Не сколько сот человек в жгучие морозы приступили к расчистке трассы: на сыпке полотна, укладке шпал и рельсов. За период с 20 августа 1935 года по 27 апреля 1936 года пять строительных участков 14-го отделения ББК (начальник Рубцов) сделали 81 тысячу кубометров насыпи и 35 тысяч ку бометров выемок. О числе работавших тут заключенных можно косвенно судить по по становлению Ленинградского облисполкома от 27 июня 1935 года, соглас но которому управление Беломорско-Балтийского канала должно было в 1935 году выделить для строительства железной дороги в Монче-тундру 2 500 заключенных с тем, чтобы довести в 1936 году их численность до 10 тысяч человек. Вот это место из постановления: «Тов. Раппопорту при нять меры для дальнейшего пополнения строительства комбината (речь идет о “Североникеле” — А.К.) рабочей силой с доведением к началу 1936 года числа рабочих до 10 000 человек». Известно также, что вдоль железнодорожной ветки Оленья —Монче горск возникло 7 поселков с заключенными. Эти места впоследствии стали разъездами (6 км, 12 км, 16 км и т.д.). Жили и работали заключенные в не имоверно трудных условиях: работали по десять часов в сутки, не считая времени на дорогу; без механизации (выручала опять тачка, а присланные механизмы даже не распечатали), спали в холодных и неприспособленных помещениях, многие болели и умирали (практически каждый десятый). Но к маю 1936 года начальство отрапортовало: «Дорога в Монче-тундру по строена в рекордно короткие сроки!». Правда, когда стало припекать солн це, дорога «потекла», насыпь в сотнях мест расползлась, многие шпалы ви сели в воздухе. Пришлось еще столько же времени доводить ветку до нор мального состояния - на ней работали 1 700 вольнонаемных, и в эксплуа тацию ее приняли много позже. Приблизительно в это же время шли к концу и строительные работы на Нижне-Туломской гидростанции, сооружение которой было крупней шим объектом ББК с 1934 года. Там было, судя по журнальной публика ции, около 12 тысяч заключенных. Журнал «Карело-Мурманский край» то гда писал, что «стройка Туломской станции идет небывалыми темпами, прославившими Беломорстрой». К весне 1935 года на водосборе гидростанции было вынуто 302 ты сячи кубометров моренных пород, почти столько же скальных, уложеЕЮ 28 500 кубометров бетоЕЕа. Река была перегорожеЕЕа плотиной длиной в 267 метров и высотой 29 метров. И все это было выполнено фактически вручЕЕую (ЕЕачальник стройки НКВД писал: «Туломстрой Eie может похва 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz