Киселев, А. А. Гулаг на Мурмане : репрессии 30-50-х годов XX века на Кольском полуострове : очерки / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2008. - 198 с.
службе автобазы... Под предлогом нехватки конвойных часто работали 20-30 зэков там, где требовалось всего 3-4 человека. На мой вопрос о составе заключенных кировчанка Л.П. Пучкова (а она в те годы работала в отделе труда и заработной платы и была пред ставителем администрации в лагерном суде) вспоминала, что среди лагер ников было много «участников Великой Отечественной войны, нарушив ших воинский режим (самовольные отлучки и др.) в частях, расположен ных на территории стран освобожденной Восточной Европы». Было много посаженных за воровство в деревне (тогда говорили - «за колоски»). Были и рецидивисты-уголовники, но их было немного... До самого последнего времени у нас не было полной ясности с лаге рями восточнее Хибин, входящими в так называемую «стройку 509». Ло- возерский краевед И. Евремов утверждал, что эти лагеря заключенных —на 17-м, 44-м, 62-м, 72-м, 101-м и 130-м километрах за Кировском —возникли в войну и были предназначены для вывоза ленд-лизовских грузов из Йоканги. Другая версия содержится в недавно опубликованных воспоминани ях ветерана Севера И.В. Белькова: он считает эти лагеря «продуктом» по слевоенного времени. «В 1950 году было начато крупное строительство железной дороги Титан —Иоканга. По всей трассе организации министер ства государственной безопасности проводили изыскательские работы, а в 1951-1952 годах разместились лагеря заключенных. Отдельные лагпункты были в поселке Титан, на 44,56, 72, 82, 101, 125, 137-м километрах трассы. До 180-го километра, где находилось управление строительством, проло жили грунтовую дорогу; до 82-го километра сделана насыпь, а до 56-го уложены рельсы. На 137, 180, 240 и 265 километрах трассы были сооруже ны посадочные полосы для самолетов АН-2, до 180-го километра протяну та телефонная линия». Спустя полвека сюда, в восточную часть полуострова, пришли крае веды и журналисты. И вот их описание: «Лагерь на сотом километре пред ставляет из себя целый городок —около двадцати построек, как относи тельно сохранившихся, так и разрушенных. Половина из них были барака ми, казармами, и один очень крепкий небольшой жилой дом, можно пред положить, предназначался для офицеров. Чем отличается казарма охраны от барака заключенных? Размеры их одинаковы - приблизительно 26 на 8 метров, высота 3,5. Но в первых со хранилась электропроводка, были полы и потолки, а главное - остались пирамиды для оружия. Другие же здания без следов электрического осве щения, от пола и потолка не осталось никаких следов, по всей видимости, их не было совсем. Отсюда вывод: здесь жили заключенные. Отапливались здания, наверное, «буржуйками», поскольку никаких следов от каменных печей и труб нет. 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz