Киселев, А. А. Гулаг на Мурмане : репрессии 30-50-х годов XX века на Кольском полуострове : очерки / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2008. - 198 с.

учтено ее выполнение. Да и нам, рядовым зэкам, не стоило хлопать ушами. Надо бы уметь «закладывать туфту», т.е. выполнить и даже перевыполнить норму в любом случае: если это на земляных работах, то дать соответст­ вующий объем выработки; если это на лесозаготовке, то сложить древеси­ ну так, чтобы из одного кубометра получилось полтора, а то и два. «Заключенный, —продолжает мой собеседник, —как и солдат, по мнению начальства, никогда не должен был быть без дела: если кончался лесоповал, его бросали на “бревна” (сплав и выкатка), если кончалась до­ говорная работа, его заставляли что-то делать в зоне —городить заборы, рыть ямы и канавы, утеплять казармы, пилить дрова и т.д. Да и вообще нам, лагерникам, не давали долго засиживаться на одном месте...» А еще этот человек (фамилию не называю по его просьбе) вспоминал лагерные бани: «В них было грязно, как на скотном дворе, и часто не было горячей воды. Там зэк, по сути, не мылся, а кое-как ополаскивался, а затем пере­ одевался в прожаренное опять же кое-как белье. У нас было даже такое выражение - “пытка баней”». Но работы на сооружении железной дороги Оленья - Мончегорск шли своим чередом, и к первомайским праздникам 1936 года начальник Беломорстроя Я.Д. Раппопорт докладывал в ГУЛАГ об очередной победе: «Железная дорога в Монче-тундру построена в рекордно короткие сроки». Возражения железнодорожников и «Североникеля», что ветка построена вчерне и не может быть пущена в эксплуатацию, не были приняты к сведе­ нию. Ссылки на то, что договор между ББК и «Североникелем» не выпол­ нен, что объемы работ завышены, что акты о простое рабочей силы и сде­ ланной работе подписаны только представителями ББК, тоже не имели по­ следствий. 14-е отделение ББК было переброшено на другие, более выгод­ ные объекты. А когда стал таять снег, пригрело солнышко, железная дорога от Мончегорска до Оленьей «потекла», насыпь стала расползаться, многие шпалы повисли в воздухе. Все лето тридцать шестого года комбинату «Се- вероникель» пришлось доводить дорогу до кондиции. Приняли эту ветку в эксплуатацию намного позже. О том, что заключенные стояли лагерями на 6-м, 12-м, 16-м километ­ рах, вспоминал и В.Н. Терентьев, мальчишкой добиравшийся в мае 1936 года из Оленьей в Мончегорск. Вот как это описано журналистом В. Татуром: «...На 16-м километре усталые пешеходы увидели людей и две палатки. Путников приютили в них и предоставили возможность выспаться. Утром Валера и трое геологов двинулись дальше. Дойдя до 27-го ки­ лометра, они встретили много работающих. Одни из них возили на тачках песок. Другие строили мост через Мончу и башню для водокачки (для за­ правки паровозов). Рельсы уже лежали на железнодорожном полотне, но в беспорядке. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz