Киселев, А. А. Гулаг на Мурмане : репрессии 30-50-х годов XX века на Кольском полуострове : очерки / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2008. - 198 с.
здесь были социально опасные элементы и каэры (контрреволюционеры), церковники и бандиты, бывшие полковники и валютчики, артисты и афе ристы, рецидивисты и растратчики, писатели и хулиганье, философы и шантажисты, профессора и проститутки-«пампушечки». Вначале (в пору «демократического перевоспитания» —это в середи не 20-х годов) уголовников держали отдельно, в Соловецком кремле: тут и стены каменные, и кельи большие, и сторожить легче. А политические размещались в трех скитах. Но потом все перемешалось: часть политиче ских вывезли в политизоляторы на восток, а вместо них на пароходах дос тавили новые сотни «урок». Пересыльные лагеря поблизости от Соловков (в Кеми —Кемпер- пункт, Архангельске и других местах) тоже были забиты. Здесь встречали и провожали словами: «Входящий - не грусти, уходящий - не радуйся». На воротах главного лагеря в Соловках долгое время висел лозунг двадца тых годов: «Через труд —к освобождению!». Все три колонны зэков, посе ленные в Кремле, видели этот афоризм дважды в день: уходя на работу и возвращаясь на ночь. А в лагерной столовой был оформлен щит с таким стихом: Чтобы другим ты снова стал, Тебя трудлаг перековал! Перевернул земли ты груды И ешь заслуженно премблюдо! Ну а после работы и столовой (премблюдо - это премиальное блюдо) в кельях-казармах, или бараках-общежитиях, начиналась своя жизнь: раз говоры и разборки, игра в карты и сведение счетов, поиски съестного и во ровство, мат и насилие. На двух- и трехэтажных нарах вплоть до отбоя ко пошились усталые и большей частью безропотные, забитые люди: кто-то сушил своим телом промокшие портянки, кто-то вел тихие разговоры с ближайшим соседом, а кто-то (их звали «науходоносоры») вслушивался, собирал информацию, чтобы утром донести куда следует. Такая «идиллия» закончилась в конце 20-х —начале 30-х годов, когда основную массу заключенных CJIOHa (всего там было вроде бы около 60 тысяч) перебросили на строительство Беломорско-Балтийского канала. Мы коснулись истории СЛОНа прежде всего потому, что Соловки были связаны с Мурманом давними и разносторонними контактами. В средние века Соловецкий монастырь, наряду с дружинами новгородских бояр и московских князей, вел колонизацию Кольского полуострова. В конце XIX века на островах расположилась биологическая станция, кото рая вела изучение не только Белого, но и Баренцева моря. (Там начинал свою карьеру Н.М. Книпович.) В 1899 году биологи перебазировались в только что построенный Александровск (Полярный). Соловецкие монахи не забывали свою мурманскую паству и в начале нынешнего века. 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz