Киселев, А. А. Гулаг на Мурмане : репрессии 30-50-х годов XX века на Кольском полуострове : очерки / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2008. - 198 с.

ВОЛНА РЕПРЕССИЙ СРЕДИ РЫБАКОВ И СУДОРЕМОНТНИКОВ Бытовавшее до недавнего времени мнение, что репрессии среди рыба­ ковМурмана начались после убийстваС.М. Кирова, оказалось несостоятель­ ным. Сравнительно недавно в архиве обнаружено дело «О вредительской организации в “Севгосрыбтресте”». «Раскрыли» эту организацию осенью 1930 годасотрудники Мурманского отдела ОГГТУво главе с Космачевым. В более широких масштабах репрессии стали применяться в середи­ не тридцатых годов, когда каждая авария траулера или производственный сбой на береговом предприятии стали квалифицироваться, как вылазка классового врага. Так, например, после аварии на РТ-62 «Ворошилов» ви­ новными были признаны вахтенный штурман Филиппов и механик Буя­ нов, их тут же арестовали и стали искать не технические причины, а поли­ тическую подоплеку событий и поведения «классовых врагов». Но все же это были лишь цветочки, ягодки были впереди —в три­ дцать седьмом году. Листаем подшивку «Полярной правды» за тот год и видим, как с каждым месяцем все сильнее нагнетались тревога, страх и на­ пряженность. 15 февраля опубликована статья «Позорное пятно тралового флота». В ней говорилось: «Руководители флота и треста стали на порочный, осу­ жденный партией и правительством путь, и вместо того, чтобы раскрывать настоящие причины неполадок и аварий, ограничиваются пассивной реги­ страцией фактов, подыскиванием оправданий для неполадок. Пора, давно пора прекратить либеральную болтовню и начать на деле, беспощадно, по- большевистски бороться с авариями, организовывать показательные про­ цессы». 4 апреля появилась статья «Суд над аварийщиками», где автор обр шивался со всей «пролетарской непримиримостью» на капитана РТ-55 «Кета» С.М. Дымского и штурмана Ивицкого. 15 июня в «Полярной правде» были напечатаны сразу две разоблачи­ тельные статьи. Первая называлась «Серьезные сигналы» - о двух про­ штрафившихся специалистах то ли немецкой, то ли еврейской националь­ ности: главном капитане тралфлота Микельштейне и старшем механике РТ-18 «Профинтерн» Зихмане. Вторая - «Преступное отношение к трауле­ ру»; в ней обличался старший механик траулера Левицкий. 25 июля 1937 года был исключен из членов ВКП(б) старший шту ман РТ-58 Георгий Антонович Быков, 1896 года рождения. Он был аресто­ ван по пресловутой статье 58 (пункты 9, 10 и 11). Повод был для тех дней тривиальный: на него показал один из ранее арестованных рыбаков: «Бы­ ков неоднократно в беседе со мной высказывал недовольство политикой партии и правительства, заявляя, что в СССР социализма нет, в Советском 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz