Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

врагов народа, террористов и диверсантов сами оказывались врагами, двурушниками, и их арестовывали. Иногда случалось, что люди тре­ тьего призыва тоже были врагами, и их арестовывали”. Сотрудники НКВД хлеб даром не ели. Они знали, кто с кем пе­ ребросился парой слов о только что закончившемся антисоветском процессе, кто кому рассказал новый анекдот о Сталине и НКВД, и все это собирали в серые папки с белыми шнурками, на титуле которых было выбито “Хранить вечно”. Жизнь продолжалась, репрессии тоже... 28 мая 1938 года была создана М В канун область, и Мурманск стал областным центром, воины з это время в нем проживало примерно 120- 130 тысяч человек. В Мурманской городской организации ВКП(б) со­ стояло на учете 1928 коммунистов или 58% всей областной парторга­ низации. Главной отраслью промышленности города по-прежнему являлась рыбная. Первый год третьей пятилетки рыбаки Мурманска начали успешно - план января был перекрыт, траловый флот добыл 71 тыся­ чу центнеров трески. Секретарь Мурманского обкома ВКП(б) Н. С. Железняков, вы­ ступая на I! областной партконференции, говорил: “Роль Мурманска, как города, снабжающего Советский Союз рыбой, должна значительно возрасти. Предполагаемый рост рыбной продукции - 5,5-6 млн. цент­ неров против 2,5 в 1937 году”. Вместе с этим ставились и другие задачи: реконструкция рыбно­ го порта, строительство нового посолочного завода и холодильного хозяйства. Численность судов тралового флота планировалось довес­ ти до 100-120 единиц. В предвоенные годы третья часть тружеников Мурманска рабо­ тала, как тогда говорили, по-ударному. В траловом флоте имелись десятки стахановских экипажей, на рыбокомбинате - много смен и бригад систематически перевыполняли нормы в 2-3 раза. Но самых больших успехов достигли на судоверфи. Здесь каждый второй судо­ ремонтник работал по-стахановски. Директор этого предприятия П. В. Сапанадзе вспоминал: “В 1938 году на верфи вошли в эксплуа­ тацию новые мощные стапели. После этого речь могла идти уже не о достройке на Мурманской верфи траулеров, а о строительстве новых металлических кораблей. И в декабре 1938 года в торжественной об­ становке были заложены на наших стапелях первые два траулера: “Советская конституция” и “Михаил Громов”. Через год траулер “Михаил Громов” был спущен на воду, а в 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz