Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.
Что из себя представлял Мурманск накануне Городу - 20 лет своего двадцатилетия? Для ответа на этот вопрос откроем пас порт Мурманска, заполненный 11 июля 1936 года. По паспорту в горо де проживало 100 тысяч человек. Число работающих составляло 46,6 тысячи, в том числе непосредственно в промышленности - 11,1 тысячи, в строительстве - 10,2 тысячи. Наиболее крупными пред приятиями города были: траловый флот (2975 работающих), рыбо комбинат (2912 человек), бондарный завод (1418 работающих), судо ремонтный завод (1243 рабочих и инженеров). Рыбокомбинат давал за год валовой продукции на 130 млн. рублей. Он рос особенно быстро. В июне 1937 года завершающие цикл предприятия - рыбозавод № 1 и коптильный завод - уже работа ли на полную мощность. Могли гордиться темпами и на судоремонтном заводе наркома та морского флота. В 1937-1938 годах здесь возвели новый литейный цех. А начинали по сути дела с пустого места. В. А. Прокофьев, на правленный в 1936 году после окончания Ленинградского института инженеров водного транспорта на работу в Мурманск, писал: “Что из себя представлял завод в те годы? Небольшая, даже не огороженная территория: рядом размещалось деревянное здание морского пасса жирского вокзала. Корпусно-котельный цех располагался в старом деревянном здании. Литейный, кузнечный, водопроводно-медницкий участки размещались в здании механического цеха. От токарного и слесарного цехов были отделены тонкой оштукатуренной перегород кой. Все это создавало известные трудности работы, особенно ста ночного парка. Причальный фронт для поставки ремонтируемых судов был крайне мал”. Но индустриализация и реконструкция сделали свое дело: на заводе появилась новая техника. В его коллективе трудились замеча тельные люди. Более 40 лет проработал здесь Т. В. Спиридонов. На чал в 1926 году учеником, а в тридцатые годы стал мастером на все руки. Заслуженным авторитетом в коллективе пользовался В. А. Мар тынов. Он трудился на СРЗ в годы первой и второй пятилеток, потом всю войну ремонтировал суда, а после ее окончания опять работал котельщиком. И Спиридонов, и Мартынов принимали участие в сна ряжении и ремонте гидрографических судов “Океан” и “Охотск”, на правлявшихся летом 1937 года из Мурманска на восток. В 1936 году главная строительная организация Мурманска - “Мурманпищестрой”, кроме здания коптильного завода, сдала в экс плуатацию двухэтажную школу на 440 мест, 24 деревянных восьми 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz