Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.
1935 года появился второй автобус (ЗИС-8), а в ноябре - третий (тоже ЗИС-8). Единые билеты на автобусы в Мурманске ввели летом 1936 года. Санитарного транспорта было мало - на весь город три машины скорой помощи. Что же касалось строительства, то наиболее важными объектами Мурманска в 1935 году считались хлебозавод, банно-прачечный комбинат и терапевтический корпус областной больницы. Но еще важнее были школы. Их по постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) надо было построить шесть (пять начать с нуля, а шестую завершить). Об отношении рабочих к школьным стройкам хорошо написал бюллетене “Полярной правды” бригадир плотников Бубенцов: “Чтобы не задерживать каменщиков, мы возводим для них леса ночью и в обеденный перерыв. Мы знаем, что работаем на маленьких, но стро гих хозяев. Если нужно, мы выйдем на работу в любое время дня и ночи. Строить было нелегко. Чтобы воздвигнуть, например, здание той школы (школа № 12 - А. К.), где я сейчас работаю, надо было снести барак, взорвать более 80 валунов. Строительные материалы подвозили на лошадях. И все же пять новых каменных школ 1 сентяб ря 1935 года приняли ребят. Как радовались все, что будут занимать ся не в три, а в две смены!” Но оставалось еще много проблем. Для читателей несомненно представляет интерес “Наказ Мурманскому городскому Совету 5-го созыва”, выпущенный в 1935 году отдельной брошюрой. Вот какие задачи ставились тогда перед горсоветом: довести обеспеченность жилой площадью в среднем до 4 кв. метров на человека; дать всем домам электроосвещение; построить новый железнодорожный вокзал; закончить строительство и оборудование Дома связи; спланировать площадь Труда; построить здания ПИНРО и педагогического технику ма; открыть еще одну (третью) аптеку в городе. Домохозяйки Мурманска наказывали городскому совету: “запретить выпас скота в черте города, выделить специальные паст бища; запретить катание на лыжах и санках в центре города, особенно у ТПО”. Шоферы предлагали построить городскую бензоколонку, за мостить улицу К. Маркса и благоустроить Советскую улицу. Были и другие пожелания: реконструировать поселок Сунь Ят-Сена (Шанхай), построить мост через один из городских оврагов, дать воду на вторые и третьи этажи, перевести рынок с улицы Ленина на другое место, начать борьбу с проституцией. Мурманску шел восемнадцатый год. 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz