Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

портных товаров, получивших мировую известность, входила и про­ дукция горнорудной промышленности Заполярья - апатитовый кон­ центрат. Через порт осуществлялось снабжение как старых, так и новых заполярных городов и поселков. Было организовано пассажирское сообщение между Мурманском и Архангельском и между Мурманском и населенными пунктами западного и восточного побережья Кольского полуострова. 16 июня 1935 года в Мурманске открылся морской пассажирск вокзал. А незадолго до этого проблемы строительства Мурманска были предметом обсуждения на пленуме окружного исполкома. В решении пленума было записано: “1. Утвердить план ввода в эксплуатацию жилого фонда по го­ роду Мурманску в размере 35,1 тыс. кв. метров. (Прирост -15% против 1934 года). Учитывая всю остроту жилищного вопроса, пленум обязывает горсовет и руководителей предприятий и организаций обеспечить сто­ процентное выполнение плана жилищного строительства... 2. Принять рост водопроводной сети по Мурманску на 1,3 кило­ метра при одновременном увеличении мощности сети на 40% (с 208 до 291 кубометра в час)... 3. Утвердить начало строительства канализации в Мурманске с суммой вложения в 1935 году в размере 500 тыс. рублей, обязав Мур­ манский горсовет ввести в эксплуатацию в четвертом квартале 1935 года насосную станцию... 4. Провести замощение улиц в размере 20,4 тысячи квадратных метров. Мурманскому горсовету развернуть работы по благоуст­ ройству и озеленению, широко привлекая к этому делу рабочих и тру­ дящихся города. 5. Отмечая отсутствие в городе Мурманске авторемонтных ма­ стерских и гаража при наличии уже около 200 автомашин, пленум по­ ручает президиуму окрисполкома вновь поднять вопрос перед облис­ полкомом о необходимости постройки гаража и авторемонтных ма­ стерских”. Последний пункт резолюции хотелось бы прокомментировать. Первый автомобиль на Кольской земле появился в первой пятилетке. В 1933 году в Мурманске было два легковых автомобиля и 52 грузови­ ка: 20 - в торговом порту, 20 - у треста “Мурснабстрой”, 9 - у “Мурманрыбы" и 3 - у “Муркомтранса”. В декабре 1934 года в городе начал ходить первый автобус (шестнадцатиместный ГАЗ-АА). В июне 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz