Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

геевич Бабушкин и механик Жора Валавин, здоровенный веселый мужик, в совершенстве владевший той частью русского языка, где слова поднимают руки вверх, сдаваясь на милость многоточиям”. Неприятности для челюскинцев начались с Мурманска. При испытаниях самолета Ш-2 (“Шаврушка”) его столкнуло ветром с бар­ жей. От удара сломался пропеллер. ...В 1934 году завершился беспримерный рейс из Владивостока в Мурманск ледореза “Литке” - корабля, который впервые прошел за одну навигацию весь Северный морской путь с востока на запад. Ког­ да поступило известие о подходе “Литке" к Кольскому заливу, на­ встречу легендарному ледорезу вышел из Мурманска целый караван судов. На эсминце, выделенном военной флотилией, находились представители городских организаций. Следом, разукрашенные фла­ гами расцвечивания, шли пароходы “Память “Руслана” и “Мурман”, траулеры “Двина” и “Сельдь”, зверобойное судно “Григорий Поспелов” и легендарный “Персей”. Встреча состоялась в 16 часов 10 минут у острова Сальный. При подходе к причалу торгового порта все мур­ манские суда приветствовали ледорез гудками в течение 15 минут. Состоялся грандиозный (по мурманским масштабам) митинг. Вечером было народное гуляние и праздничный фейерверк. Начальник Главсевморпути академик О. Ю. Шмидт считал, что в тридцатые годы Мурманск стал западным отправным пунктом для освоения Арктики, ибо именно отсюда уходили (или сюда заходили) “Челюскин” (после гибели парохода в Мурманске появилась улица Челюскинцев), “Литке”, “Ермак", “Садко” и другие ледоколы и парохо­ ды. Да и мурманские ученые немало сделали для освоения Арктики. И особенно отличились участники экспедиций, ходившие в море на “Персее”. В 1934 году это научно-исследовательское судно совершило пятидесятый рейс, причем все последние его походы были связаны с ледовой разведкой. В постановлении бюро Мурманского окружкома ВКП(б) от 14 сентября 1934 года отмечалось: “ В конце июня “Персей” достиг островов Франца-Иосифа и осветил для Ленско-Карской экспе­ диции Главного управления Севморпути состояние льдов между ост­ ровами Франца-Иосифа и Новой Землей”. За 50 научных рейсов “Персей” прошел в арктических морях (Баренцевом, Гренландском, Карском) около 60 тысяч миль, из них более 5 тысяч миль во льдах. Материалы, полученные в результате этих рейсов, дали воз­ можность выпустить в свет более ста научных работ. Рассказывая о Мурманске середины тридцатых годов, нельзя обойти вопрос о создании мощной судоремонтной промышленности. 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz