Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

явились рыбоперегружатели (стеллинги). Их устанавливали по два на каждом из пяти причалов тралбазы. В 1932 году порт получил буксир, называвшийся “Тралбаза”, и первые отечественные автомобили АМО-3. Но возникла другая про­ блема: нехватка специалистов. Среди завербованных рабочих и лю­ бителей больших заработков, хлынувших на Север в период ин­ дустриализации, не было настоящих рыбаков. Поэтому 15 января 1931 года Совнарком СССР принял постановление № 54 “О пересе­ лении рыбаков и рабочих для рыбной промышленности”. В поста­ новлении говорилось, что в Мурманск должны переехать 300 семей из Астрахани. Но проблему это не решило. Заполучить и закрепить спе­ циалистов помогло другое постановление правительства - “О допол­ нительных льготах для рабочих и служащих в Мурманском округе”, принятое 7 апреля 1932 года. Льготы привлекли в Мурманск рабочую силу со всей страны, но больше всего, пожалуй, из соседних областей - Архангельской, Вологодской - и республики Карелии. Большое значение для Мурманска, да и всего края, имело по­ становление правительства от 27 января 1932 года “О перспективах развития Мурмана и реконструкции Мурманской железной дороги”. В этом документе содержалась программа индустриализации округа и использования природных богатств Заполярья. Имелись и пункты о застройке и благоустройстве Мурманска. Это тоже очень важно, потому что строения барачного и временного типа, из которых в основном состоял город, не годились для длительной эксплуатации. Да и климатические условия - низкие среднегодовые температуры, сильные ветры, полярная ночь, большие снега и метели - вынуждали строить прочное благоустроенное жилье. Причем в большом коли­ честве. На 1 января 1931 года на каждого жителя Мурманска прихо­ дилось 4,6 кв. метра жилой площади. Без учета бараков этот показа­ тель снижался до 3,2 кв. метра. Коммунальное хозяйство города в еще большей степени, чем жилищное строительство, отставало от развития основных производ­ ственных отраслей и роста населения. Мурманск снабжался электро­ энергией только с сентября по май. Но и в это время случались пере­ бои. Электростанция имела мощность всего 425 кВт, тогда как для города требовалось 1200 кВт. Ее оборудование было примитивным и до крайности изношенным. Воду брали из двух близлежащих озер. Годовой запас воды в них составлял 307 тыс. кубометров, тогда как уже в 1931 году требо­ валось 408 тысяч. Водопроводная сеть была слабой: только пятая часть домов имела водоснабжение. 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz