Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

встречу, выделили два судна: тральщик для лова трески и ледоколь­ ный пароход для зверобойного промысла. Но этого было мало. Вот тогда-то и появилось решение закупить траулеры за границей. С 1927 года они начали поступать. В октябре в Мурманск при­ был первый, закупленный в Германии, траулер - РТ-34 “Дзержинский”. Его технические данные были такими: грузоподъемность для рыбы - 250 тонн, для жира - 7,3 тонны; запас топлива на 40 суток. Стоило судно 215 тысяч рублей. Показатели работы Мурманского тралового флота в 1928 году выглядели лучше, чем раньше: в промысле участвовали 19 траулеров (460 моряков), период их плавания за год составил 3578 суток, добыча равнялась 336000 центнеров рыбы. В общем улове крупная треска составила 28,6%, пикша - 31,5%, зубатка пестрая - 12,9%, морской окунь -12,2%. По данным Мурманского статистического бюро, уловы кустарей были почти в два раза меньше (18775 тонн), а число рыбаков в 10 раз больше (5078 человек). В состав судов прибрежного лова входи­ ли: 56 моторно-парусных ботов; 36 моторно-парусных ёл; 217 па­ русно-палубных ботов; 605 парусных ёл; 609 карбасов; 42 шняки. В 1925 году удельный вес добытой мурманскими предприятиями рыбы составлял 22% общего улова северян. В 1928 году этот показа­ тель равнялся 58%, а удельный вес архангельских предприятий упал до 42%. В Мурманске строились рыбообрабатывающие предприятия, механизировалась выгрузка улова из трюмов, появились новые скла­ ды, дома для рыбаков. Совершенствовалась работа механической мастерской Сев- госрыбтреста. В августе 1928 года там работали 79 человек. Кардинальные перемены происходили и в Мурманском торговом порту. Если в 1924/25 хозяйственном году на судах дальнего плавания в Мурманск прибыло 216 тысяч тонн грузов, то в 1926/27 году - 495 (рост более чем в два раза). В 1928 году в порту побывало 165 ино­ странных судов. Заимели мурманчане и свой плавучий док. Индустриальные перемены затронули и железную дорогу. Ее грузооборот возрос: ведь доставленные в порт грузы (в основном ма­ шины и оборудование) надо было отправлять вглубь страны. Мало-помалу начинал меняться быт горожан и внешний облик города. 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz