Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.
В годы нэпа оживилась экономическая жизнь Севера: по дороге пошли тяжелые составы, увеличился поток грузов. А. М. Арнольдов возглавил Муркомпорт - объединенный орган управления морскими и сухопутными коммерческими перевозками на Севере и поставил во прос об утверждении нового таможенного тарифа для Мурманска. 27 марта 1923 года в 12 часов дня состоялась торжественна церемония открытия нового вокзала станции Мурманск. (Старый сго рел в ноябре 1922 года). Осенью 1923 года из Мурманска в Петроград ходили четыре поезда в неделю: скорый, почтовый и два товарно-пассажирских; ле том 1924 года к ним прибавился еще один почтовый поезд. Кроме того, между Колой и Мурманском ежедневно курсировали два так на зываемых “трудовых” поезда. В конце 1923 года правительство РСФСР снизило в среднем на треть тарифы на грузовые перевозки по железной дороге и тамо женные пошлины на грузы, проходившие через Мурманский порт. После этого через Мурманск потоком пошли импортные грузы, а за границу - лес и зерно. Возросли и пассажирские перевозки. Деятельность Мурманского транспортно-промышленного и ко лонизационного комбината (он имел этот статус до 1930 года) была положительной во всех отношениях. Грузооборот Мурманского порта вырос с 48 тысяч тонн в 1920 году до 225 тысяч тонн в 1924-м, то есть почти в пять раз. С октября 1923 года в Кольский залив непрерывно заходили пароходы с хлопком из Флориды и Египта. Представитель “Центротекстиля” в Мурманске следил за пере грузочными работами и контролировал отправку груза по железной дороге. Транспортно-промышленный комбинат имел лесозаводы (один из них находился у Глубокого ручья) и рыбозаводы. Только в 1923 году отделом комбината - “Желрыбой” - было скуплено 4339 центнеров рыбы. Собственный улов этой организации составил 327 центнеров. И наконец о колонизационной деятельности. Комбинат выделил для переселенцев 198 земельных участков. К 1927 году 167 из них были заняты. Колонисты заселили весь участок третьей террасы к северу от Варничного ручья. Их поселок так и назывался Колонизаци онным (или Колонизация). Приезжие ставили дома, заводили скот, сажали огороды. С помощью железной дороги Мурманск превращался из бивуачного лагеря в стабильное, современное поселение. 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz