Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.
13-15-летних парней с дубинами вместо ружей на плечах “обучается военному строю”; держал в руках футбольный мяч, в который играли молодые мурманчане: “Он сделан из твердого просмоленного брезен та, чем-то наполнен, может быть пробками, крепко-накрепко обмотан просмоленной веревкой - молодая Россия хитра на выдумки!” Однако писателю бросилось в глаза, что, несмотря на неустро енность быта, везде царило возбуждение и оживление. “Тут играют, смеются. Нет никого, кто сгибался бы под невидимым ярмом”. Об этом же можно прочесть в повести Ю. Нагибина “Солнечные метели”. В годы нэпа одним из главных объектов восста- Создание новления на Кольском Севере была Мурманская урманского железная дорога, а точнее ее самый северный транспортно- п r г участок. Дорога нуждалась не только в капи- промышленного 3 " г 1 ^ „ ___ ___тальном ремонте, но и достройке; многие ее и колонизационного , г комбината сооружения (путепроводы, мосты, водокачки) были временные и подлежали замене. По пред варительным подсчетам на реконструкцию и достройку требовалось около 40 млн. довоенных рублей. Поскольку государство таких денег не имело, оно предложило железнодорожным и местным властям вести дело на принципах са моокупаемости. 25 мая 1923 года Совет Труда и Обороны утвердил “Положение о колонизации Карело-Мурманского края”. Этот документ давал Мур манской железной дороге право в течение десяти лет и более хозяй ничать на площади в три миллиона гектаров (на десятикилометровой полосе, прилегающей к железнодорожному полотну). Она могла осваивать и заселять (колонизировать) данную территорию и эксплуа тировать имеющиеся на ней природные богатства (лес, руды, минералы), а полученные средства оставлять в собственном распо ряжении. Тем же Положением Мурманский порт переводился в ведение железной дороги. Таким образом, создавался транспортно-промыш ленный и колонизационный комбинат. Председатель правления этого комбината Арон Матвеевич Ар нольдов организовал в городе Полярную ярмарку, на которую пригла сил гостей не только из Ленинграда, Одессы, Киева, но и из соседних стран. Во время ярмарки комбинат заключил ряд выгодных сделок. По инициативе А. М. Арнольдова в Мурманске была построена первая гостиница, он же поддержал идею сооружения первого камен ного здания в Заполярье - дома ТПО (транспортно-потребительского общества), в котором ныне располагается художественный музей. 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz