Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

1 апреля 1921 года Совет Труда и Обороны РСФСР признал работы по восстановлению Мурманского порта ударными. В том же году было снято кольцо экономической блокады Советской России и через Мурманский порт в нашу страну пошли всякие загранич­ ные грузы. 6 апреля 1921 года Совет Труда и Обороны специальным по становлением за подписью В. И. Ленина выделил Мурманский (Александровский) уезд из Архангельской губернии и поручил админи­ стративной комиссии ВЦИК решить его дальнейшую судьбу. 13 июня 1921 года декретом ВЦИК была создана самостоятельная Мурман­ ская губерния. Так Мурманск стал губернским центром. Образование самостоятельной Мурманской На шестом году губернии не улучшило экономического состоя- от основания ния края. В Мурманске не хватало денежных средств, ощущался острый недостаток жилья, продовольствия, товаров первой необходимости. Кроме того, здесь было мало специалистов и хозяйственных руководителей. По этой причине начальник “Муробластьрыбы” П. Я. Бронштейн, кроме на­ званной, состоял еще на трех доложностях: уполномоченного Совета Труда и Обороны РСФСР, председателя губернского экономического совещания и председателя губернского отделения Внешторга. А сле­ сарь И. А. Анкудинов, будучи в те годы начальником губернского ком­ мунального хозяйства, работал по совместительству механиком на электростанции и машинистом узкоколейки. Узкоколейка и электростанция являлись главными достоприме­ чательностями Мурманска той поры. Узкоколейную железную дорогу, построенную интервентами, весь город звал “декавилькой" по имени изобретателя, французского инженера Декавиля. И хотя большинство жителей не понимало этого слова, оно привилось и имело хождение вплоть до ликвидации дороги в середине 30-х годов. В 1922 году “декавилька” тянулась по косогору от угольных складов Зеленого мы­ са до торгового порта и нижнепортового поселка, оттуда поднимались мимо электростанции и клуба имени Володарского к центральной ули­ це, где находились губком и губисполком, а затем уходила на юг, на территорию базы, где делала кольцо. “Декавилька” являлась одно­ временно и трамваем, и городской железной дорогой без твердого расписания. Мурманск был небольшим городком, жители (около пяти тысяч) знали друг друга в лицо. Не имея ни радио, ни ежедневной газеты, мурманчане любили встречать и провожать поезда, а вечера многие проводили в клубах. В центре города у кромки оврага стоял тогда клуб 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz