Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.
1 апреля 1921 года Совет Труда и Обороны РСФСР признал работы по восстановлению Мурманского порта ударными. В том же году было снято кольцо экономической блокады Советской России и через Мурманский порт в нашу страну пошли всякие загранич ные грузы. 6 апреля 1921 года Совет Труда и Обороны специальным по становлением за подписью В. И. Ленина выделил Мурманский (Александровский) уезд из Архангельской губернии и поручил админи стративной комиссии ВЦИК решить его дальнейшую судьбу. 13 июня 1921 года декретом ВЦИК была создана самостоятельная Мурман ская губерния. Так Мурманск стал губернским центром. Образование самостоятельной Мурманской На шестом году губернии не улучшило экономического состоя- от основания ния края. В Мурманске не хватало денежных средств, ощущался острый недостаток жилья, продовольствия, товаров первой необходимости. Кроме того, здесь было мало специалистов и хозяйственных руководителей. По этой причине начальник “Муробластьрыбы” П. Я. Бронштейн, кроме на званной, состоял еще на трех доложностях: уполномоченного Совета Труда и Обороны РСФСР, председателя губернского экономического совещания и председателя губернского отделения Внешторга. А сле сарь И. А. Анкудинов, будучи в те годы начальником губернского ком мунального хозяйства, работал по совместительству механиком на электростанции и машинистом узкоколейки. Узкоколейка и электростанция являлись главными достоприме чательностями Мурманска той поры. Узкоколейную железную дорогу, построенную интервентами, весь город звал “декавилькой" по имени изобретателя, французского инженера Декавиля. И хотя большинство жителей не понимало этого слова, оно привилось и имело хождение вплоть до ликвидации дороги в середине 30-х годов. В 1922 году “декавилька” тянулась по косогору от угольных складов Зеленого мы са до торгового порта и нижнепортового поселка, оттуда поднимались мимо электростанции и клуба имени Володарского к центральной ули це, где находились губком и губисполком, а затем уходила на юг, на территорию базы, где делала кольцо. “Декавилька” являлась одно временно и трамваем, и городской железной дорогой без твердого расписания. Мурманск был небольшим городком, жители (около пяти тысяч) знали друг друга в лицо. Не имея ни радио, ни ежедневной газеты, мурманчане любили встречать и провожать поезда, а вечера многие проводили в клубах. В центре города у кромки оврага стоял тогда клуб 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz