Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.
железнодорожный узел с нагрузкой не справлялись: перевозки со ставляли лишь четвертую часть запроектированных объемов. И тем не менее из Мурманска ежедневно уходили в среднем по три состава с военными грузами. Были дни, когда число отправленных поездов доходило до семи. А Временное правительство все торопило и торопило: фронт нуждался в пушках, снарядах, винтовках, патронах, аэропланах, взрывчатке. Реально оценивая обстановку, А. Ф. Керенский подчеркивал, что “оборудование Мурманска для грузовых операций является делом огромной государственной важности”. Именно поэтому на Кольский полуостров направляли новые партии рабочих и подразделения сол дат. Осенью на 9-м и 10-м участках Мурманской железной дороги бы ло сосредоточено несколько рот и отдельных батальонов 8-й желез нодорожной бригады и около 10 тысяч вольнонаемных рабочих. Следует отметить, что часть железнодорожников находилась под влиянием демагогии Временного правительства, игравшего в де мократию и на словах заботившегося о рабочих. На деле же населе ние Мурманска при правительстве Керенского стало жить хуже, чем при царе. За несколько месяцев существования временных правительств (их было четыре) цены на питание подскочили в пять раз, на промто вары - в три. Положение многих мурманчан было бедственным, ни щенским. В одном из прошений железнодорожников в Совет говорилось: “Жить стало невмоготу”, “многие из нас донашивают последние платья с маскированными заплатами, носят худую обувь, не имея возможности купить новой”. 170 рабочих писали в Совжелдор: “Мы голодны, раздеты и не обуты, что месяц еще терпения, и мы не пой дем на работу...” Печатный орган железнодорожников газета “Путь” в это время писала, что на железной дороге усилились грабежи и кражи, охрана бездействовала, рабочие разбегались. Вернувшись из отпуска, новый Главный начальник Мурманского укрепленного района (Главнамур) контр-адмирал К. Ф. Кетлинский пытался спасти положение, но было уже поздно. Местный Совет, профсоюз железнодорожников (Совжелдор) и главная политическая сила Мурманска - Центромур (ЦК Мурманского укрепленного района) пошли за большевиками. 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz