Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

По договору всем служащим и рабочим предоставлялись бес­ платная медицинская помощь и необходимые лекарства. Потерявшим трудоспособность вследствие несчастного случая выплачивалась не­ большая компенсация. При отсутствии естественного света заведующие работами долж­ ны были организовывать искусственное освещение. На самом же деле работать приходилось и в темноте (фонарей было мало), и в сырую и холодную погоду. Подрядчиками были введены строгие правила: за самовольную отлучку рабочих могли оштрафовать на сумму, равную дневному заработку, а за невыход на работу в течение трех дней - при­ влечь к ответственности на основании законов военного времени. В правилах говорилось о том, что по требованию начальства завербованные должны работать сверхурочно. За это полагалась опла­ та в 1,5 раза выше обычной. Оплата труда на Мурмане была несколько выше, чем в цент­ ральной России. Например, механики парохода “Мурман” получали 1230 рублей в год плюс прибавку за сверхурочные часы - 615 руб­ лей. Годовой оклад капитана этого буксира составлял 1830 рублей, (т. е. 150 рублей в месяц). Но и такая зарплата не соответствовала существовавшим тогда мировым ценам на труд. Жилищные условия в молодом городе были неудовлетворитель­ ные. Основная масса рабочих и служащих жила в бараках. В среднем одна квадратная сажень жилой площади (4,55 м2) приходилась на двух человек. Строители Мурманска (люди в большинстве безграмотные и ма­ локультурные) не интересовались ни книгами, ни газетами (да их и не было!). В свободное время они в основном отсыпались; там, где при бараках не имелось кухонь, готовили себе пищу: кто-то гулял по окрестностям, а некоторые играли в азартные игры (чаще всего - в карты). Все скучали по родным местам и ждали, когда закончатся сроки, оговоренные контрактами, чтобы уехать домой. И тем не менее строители железной дороги, коммерческого порта и военно-морской базы на Мурмане, техники изыскательских экспеди­ ций, инженеры путей сообщения совершили подвиг, подарив нашей стране выход в Северный Ледовитый и Атлантический океаны. Они вписали яркую страницу в историю: как отечественную, так и все­ мирную. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz