Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

в расположении строений не было. Деревянные бараки ставили хао­ тично, как бог на душу положит. Но в железнодорожном поселке дома хотели расположить по десяти линиям, как в Петрограде, на Васи­ льевском острове. Базовский поселок выглядел так: к югу от Варничного ручья была разбита площадка под лазарет и цейхгауз. На другой стороне ручья находились склады обмундирования, снаряжения, продовольствия и соли. Немного севернее (в районе нынешней улицы Книповича) стояли баня и овощехранилище, тут же планировали построить арестный дом. Еще севернее были казармы для нижних чинов и большая столовая. По воспоминаниям старожилов, церковь в военном поселке на­ ходилась в районе пересечения нынешней улицы Капитана Егорова и центрального проспекта, там, где расположен магазин “Сувениры”. Го­ ворили, что армейский храм - подарок царицы Александры Федоровны. Церковь была деревянная, сборно-щитовая, стандартная - такие строились под патронажем ее величества десятками и даже сотнями. Одним из самых красивых зданий того времени в Мурманске был дом, где жил начальник гарнизона и Кольского укрепрайона. Его строи­ тельство задумал контр-адмирал А. И. Бестужев-Рюмин, а реализовал идею инженер Н. Н. Македонский. Дом был двухэтажный, рубленый, обшитый вагонкой. Он стоял на пригорке, на месте старого здания ДМО. Горку (в революцию ее звали Красной) срыли в пору строитель­ ства тралбазы, а землю использовали для засыпки морской акватории. Одновременно с сооружением военного поселка в городе шло строительство ряда других объектов: причалов торгового порта, на­ блюдательного поста на Зеленом мысу, радиостанции на Горелой горе. На берегу залива достраивались причалы для военных судов, сооружались базы для подводных лодок и ремонта кораблей. Вся тер­ ритория южнее торгового порта принадлежала военно-морскому ве­ домству. Торговая часть города располагалась рядом с железнодорожным вокзалом. Чуть восточнее планировалось строительство администра­ тивных зданий. Заводской район (рабочий поселок) намечалось по­ строить севернее Зеленого мыса. Как жили первые мурманчане? Рабочий день людей, завербованных для строительства порта, длился 10 часов. Работа могла производиться как днем, так и ночью, “если не будет к тому непреодолимых стихийных препятствий: сильный ветер, снежные заносы, невыносимый холод”. Смены начинались в 6 часов 30 минут утра и заканчивались в шесть вечера. Перерыв на обед составлял 1,5 часа. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz