Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.
в расположении строений не было. Деревянные бараки ставили хао тично, как бог на душу положит. Но в железнодорожном поселке дома хотели расположить по десяти линиям, как в Петрограде, на Васи льевском острове. Базовский поселок выглядел так: к югу от Варничного ручья была разбита площадка под лазарет и цейхгауз. На другой стороне ручья находились склады обмундирования, снаряжения, продовольствия и соли. Немного севернее (в районе нынешней улицы Книповича) стояли баня и овощехранилище, тут же планировали построить арестный дом. Еще севернее были казармы для нижних чинов и большая столовая. По воспоминаниям старожилов, церковь в военном поселке на ходилась в районе пересечения нынешней улицы Капитана Егорова и центрального проспекта, там, где расположен магазин “Сувениры”. Го ворили, что армейский храм - подарок царицы Александры Федоровны. Церковь была деревянная, сборно-щитовая, стандартная - такие строились под патронажем ее величества десятками и даже сотнями. Одним из самых красивых зданий того времени в Мурманске был дом, где жил начальник гарнизона и Кольского укрепрайона. Его строи тельство задумал контр-адмирал А. И. Бестужев-Рюмин, а реализовал идею инженер Н. Н. Македонский. Дом был двухэтажный, рубленый, обшитый вагонкой. Он стоял на пригорке, на месте старого здания ДМО. Горку (в революцию ее звали Красной) срыли в пору строитель ства тралбазы, а землю использовали для засыпки морской акватории. Одновременно с сооружением военного поселка в городе шло строительство ряда других объектов: причалов торгового порта, на блюдательного поста на Зеленом мысу, радиостанции на Горелой горе. На берегу залива достраивались причалы для военных судов, сооружались базы для подводных лодок и ремонта кораблей. Вся тер ритория южнее торгового порта принадлежала военно-морскому ве домству. Торговая часть города располагалась рядом с железнодорожным вокзалом. Чуть восточнее планировалось строительство администра тивных зданий. Заводской район (рабочий поселок) намечалось по строить севернее Зеленого мыса. Как жили первые мурманчане? Рабочий день людей, завербованных для строительства порта, длился 10 часов. Работа могла производиться как днем, так и ночью, “если не будет к тому непреодолимых стихийных препятствий: сильный ветер, снежные заносы, невыносимый холод”. Смены начинались в 6 часов 30 минут утра и заканчивались в шесть вечера. Перерыв на обед составлял 1,5 часа. 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz