Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.
ленных пунктов Мурмана. Естественно, что у каждого строителя, груз чика, ратника или матроса имелись свои потребности - купить недо стающие продукты питания или одежду, приобрести лекарства, отпра вить письмо или посылку, оформить справку, найти управу на самоду- ра-начальника. Чтобы удовлетворить эти потребности, нужна была местная власть, которая организовала бы жизнь нового поселения, создала его инфраструктуру и держала бы связь как с губернским цен тром, так и со столицей. 29 июня 1916 года министр путей сообщения А. Ф. Трепов, о к тором французский посол в 1916 году писал: “Честен, умен, трудолю бив, энергичен и патриот”, подал царю доклад, в котором ходатайство вал о “преобразовании железнодорожного поселка у станции Мурман в городское поселение”. 6 июля 1916 года на его докладе появилась утвердительная резолюция, и вновь учрежденному городу было “высочайше присвоено” название “Романов-на-Мурмане”. Первый план застройки города был составлен инженером Б. В. Сабаниным. Выглядел он так. В первую очередь предполагалось застроить вторую террасу - то есть район от вокзала до нынешней ули цы Софьи Перовской. (На первой террасе находились порт и железная дорога). С юга этот район ограничивался Варничным ручьем, с севера - сопкой у Семеновского озера. С запада на восток территорию будущего города перерезал большой овраг. В городе намечалось построить 17 проспектов и улиц. Три долж ны были располагаться параллельно железной дороге, две - перпенди кулярно ей, еще две - проходить у подножия третьей террасы, а десять - расходиться веером от центра города. Улицы, расходящиеся веером, планировалось назвать: Владимирская, Архиерейская, Банковская, Торговая, Земледельческая, Инженерная, Солдатская, Думская, Садо вая, Морская. На месте сегодняшней улицы Коминтерна располагался Путейский проспект, а у третьей террасы - Подгорная улица. Главные же улицы предполагалось назвать в честь лиц императорской фами лии: полукруглую в центре города - Мариинской, нынешнюю Ленин градскую - Олыинской (по имени другой дочери Николая II), улицу Во ровского - Апексеевским проспектом, улицу чуть южнее - Михайловской (в честь брата царя), а нынешний проспект Ленина был Николаевской улицей. На церемонии основания города присутствовало почти все мест ное население, включая жителей городов Александровска и Колы и поселка Дровяного. Среда 21 сентября выдалась сухой, воздух был чистый и про зрачный. Среди туч нет-нет да и появлялось солнце - кончалось бабье 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz