Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.
вертого и пятого (общей протяженностью 630 метров) и шла подготовка к постройке шестого и седьмого. Работали электростанция и водопро вод для снабжения судов. Порт уже мог принимать 7 океанских ко раблей. Для их разгрузки имелось 3 подъемных крана: 2 двадцатитон ных, один тридцатипятитонный. В портовом поселке имелось около двух десятков жилых зданий, больница, столовая. В Дровяном находились временные мастерские для ремонта судов, был собран плавучий кран. Днем рождения Мурманского порта следует считать 19 августа (1 сентября) 1915 года, когда к временной пристани пришвартовался первый океанский корабль. Это был пароход “Дротт", доставивший из Нью-Йорка груз для строительства железной дороги. Зимой 1915-1916 годов, когда Архангельский порт закрыли льды, все грузы пошли на Мурман. Однако причальных сооружений не хвата ло, и корабли подолгу стояли на рейде. Так, к 23 февраля 1916 года в Мурманском порту скопилось 37 коммерческих пароходов, в числе ко торых было 17 английских, 2 американских и 2 французских. За простой судов приходилось выплачивать большие штрафы. Некоторые суда (в основном с углем) стали разгружать прямо на рейде. В течение зимней навигации в Кольском заливе было выгружено 28043 тонны различного оборудования, вооружения, боеприпасов и многое другое. Архангельск требовал: “В первую очередь высылайте на ледоколах порох, винтовки, сапоги, колючую проволоку, снаряды, авиационные грузы". С марта 1916 года военные грузы, доставленные из-за границы, стали отправляться на мощных ледоколах к Архангельско-Вологодской железной дороге. Несмотря на это, многие грузы остались в Семеновской бухте невывезенными. Их количество еще более возросло с приходом зимы 1916-1917 годов, когда все прибывавшие из Европы пароходы разгру жались только в Романове-на-Мурмане. Граф А. А. Игнатьев, в 1912-1917 годах военный агент России во Франции, дипломат и писатель, в своей книге “50 лет в строю" утверждал, что Мурманский и Архангельский порты за 3 года первой мировой войны приняли 130 пароходов с военными грузами. Они до ставили в Россию более миллиона снарядов, много автомобилей и самолетов. В заключение этого раздела назову первых начальников Мурман ского торгового порта. Это А. И. Кавелин, трудившийся в Мурманске до осени 1917 года, и А. П. Смирнов, сменивший его 5 ноября. 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz