Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

временная контора, служившая в то же время и для жилья размером 9 кв. саженей. Контролер сообщал также, что в Голландии, в Гарлеме, куплен паровой плавучий кран, стоимостью 100 тысяч гульденов, но так как для его сборки нужен другой кран и к тому же нет специалистов, то “он до сих пор не собран, и неизвестно когда это произойдет”. Касаясь причин, отрицательно сказывающихся на ходе строи­ тельства, ревизор отмечал прежде всего недостаток рабочей силы. То ли повлиял рапорт ревизора-контролера, то ли сказалось при­ ближение лета, как времени наиболее благоприятного для строитель­ ства, но в мае управление работ по строительству порта выделило необходимые кредиты, позволявшие расширить дело. С открытием летней навигации 1916 года началась доставка раз­ личных материалов из Архангельска (по некоторым данным, грузы от­ туда возили десятки пароходов). Б. И. Качурин вспоминал: “Дни становились все длиннее. Нако­ нец, ночи исчезли совсем. Температура воздуха доходила до 25-30° тепла. Однако благоприятные погодные условия, полярный день не ускорили темпа работ. Сказывался все тот же недостаток рабочей си­ лы. Рабочие, у которых договор истекал весной, уезжали домой, на юг. А возможность нанять новых была невелика, ибо в стране шел очеред­ ной призыв на фронт. Для работ на строительстве порта приходилось вербовать тех, кто по состоянию здоровья, или по возрасту не подле­ жал призыву’’. Плотники строили в это время первый и второй причалы пирса № 1. Однако темпы работ были невысокими, и начальство настаивало на ускорении работ. 30 июня Б. И. Качурин заключил договор на по­ ставку новой партии рабочих числом 545 человек (400 плотников, 100 чернорабочих, 15 землекопов, 10 кочегаров, 10 закоперщиков, 5 печников и 5 кровельщиков). Эти рабочие должны были прибыть к 15 августа. Но август прошел, а прибыло только 330 человек. В ноябре был заключен еще один договор - на поставку 250 плотников, однако и он выполнялся плохо. Тогда в Петрограде распо­ рядились выделить для строительных работ ратников (солдат старших возрастов), знающих плотницкое дело. 5 декабря 1916 года на строительстве порта на Мурмане был 620 рабочих (200 плотников, остальные чернорабочие). К весне сем­ надцатого года число работающих составило 775 человек, то есть уве­ личилось, но ненамного. К марту семнадцатого года были введены в строй первый, второй и третий глубоководные причалы, близилось к концу сооружение чет­ 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz