Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.
временная контора, служившая в то же время и для жилья размером 9 кв. саженей. Контролер сообщал также, что в Голландии, в Гарлеме, куплен паровой плавучий кран, стоимостью 100 тысяч гульденов, но так как для его сборки нужен другой кран и к тому же нет специалистов, то “он до сих пор не собран, и неизвестно когда это произойдет”. Касаясь причин, отрицательно сказывающихся на ходе строи тельства, ревизор отмечал прежде всего недостаток рабочей силы. То ли повлиял рапорт ревизора-контролера, то ли сказалось при ближение лета, как времени наиболее благоприятного для строитель ства, но в мае управление работ по строительству порта выделило необходимые кредиты, позволявшие расширить дело. С открытием летней навигации 1916 года началась доставка раз личных материалов из Архангельска (по некоторым данным, грузы от туда возили десятки пароходов). Б. И. Качурин вспоминал: “Дни становились все длиннее. Нако нец, ночи исчезли совсем. Температура воздуха доходила до 25-30° тепла. Однако благоприятные погодные условия, полярный день не ускорили темпа работ. Сказывался все тот же недостаток рабочей си лы. Рабочие, у которых договор истекал весной, уезжали домой, на юг. А возможность нанять новых была невелика, ибо в стране шел очеред ной призыв на фронт. Для работ на строительстве порта приходилось вербовать тех, кто по состоянию здоровья, или по возрасту не подле жал призыву’’. Плотники строили в это время первый и второй причалы пирса № 1. Однако темпы работ были невысокими, и начальство настаивало на ускорении работ. 30 июня Б. И. Качурин заключил договор на по ставку новой партии рабочих числом 545 человек (400 плотников, 100 чернорабочих, 15 землекопов, 10 кочегаров, 10 закоперщиков, 5 печников и 5 кровельщиков). Эти рабочие должны были прибыть к 15 августа. Но август прошел, а прибыло только 330 человек. В ноябре был заключен еще один договор - на поставку 250 плотников, однако и он выполнялся плохо. Тогда в Петрограде распо рядились выделить для строительных работ ратников (солдат старших возрастов), знающих плотницкое дело. 5 декабря 1916 года на строительстве порта на Мурмане был 620 рабочих (200 плотников, остальные чернорабочие). К весне сем надцатого года число работающих составило 775 человек, то есть уве личилось, но ненамного. К марту семнадцатого года были введены в строй первый, второй и третий глубоководные причалы, близилось к концу сооружение чет 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz