Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

В условиях падения Нэ 1 января 1990 года в столице Заполярья производства проживало 450 тысяч человек - как видим, на­ чался отток населения. Средний возраст мур­ манчанина составлял 31,3 года. В городе имелось пятеро долгожите­ лей - людей старше ста лет (4 женщины и один мужчина). Мурманчан в возрасте 95 лет было 17 человек (16 женщин и один мужчина). Шло общее постарение населения (в городе было 79 тысяч пенсионеров). Инфраструктура города пока держалась “на старых дрожжах”: ежегодно вводилось 3000 квартир, продолжалось промышленное строительство, укреплялся сектор соцкультбыта. В 1990 году плани­ ровали ввести в строй машиностроительный завод, больницу на 600 мест, поликлинику, несколько детских садов. На Жилстрое в тот год хотели реконструировать квартал между улицами Советская, Генералова, Декабристов и Фрунзе. Здесь наме­ ревались построить 200 квартир для рыбаков “Мурманрыбпрома”. В июле 1990 года произошло весьма знаменательное событие - из Мурманска на Северный полюс ушел атомный ледокол “Россия” с туристами на борту. Газеты писали, что поход на полюс - дорогое удо­ вольствие. Оно не каждому по карману. Поэтому в первом междуна­ родном рейсе участвовали лишь весьма состоятельные люди, спо­ собные выложить за путешествие по тридцать пять тысяч западно- германских марок. На валютную выручку от круиза Мурманское мор­ ское пароходство рассчитывало решить некоторые из своих насущных проблем. Между тем экономическое положение Мурманска становилось все более неустойчивым. Темпы роста производства продукции падали и у рыбаков и на рыбокомбинате. Не соблюдалась договорная дисциплина: 20-25% производителей стали необязательными парт­ нерами. Начались перебои в работе судоверфи. У железнодорожников сократились объемы перевозок и увеличились штрафы за нарушение сроков доставки. В городе ухудшилась трудовая дисциплина. Число прогулов, например, по сравнению с 1989 годом увеличилось на 25%. 15 мая 1990 года провели двухчасовую предупредительную забастовку экипажи 40 судов Мурманского морского пароходства. Причинами этого массового действия служили несправедливая оплата труда моряков, запущенность социальных проблем и отсутствие эко­ номически обоснованной программы использования гражданского атомного флота. Большинство требований забастовщиков были удо­ влетворены сразу. Но один вопрос - о выплате морякам, работающим 215

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz