Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.
В условиях падения Нэ 1 января 1990 года в столице Заполярья производства проживало 450 тысяч человек - как видим, на чался отток населения. Средний возраст мур манчанина составлял 31,3 года. В городе имелось пятеро долгожите лей - людей старше ста лет (4 женщины и один мужчина). Мурманчан в возрасте 95 лет было 17 человек (16 женщин и один мужчина). Шло общее постарение населения (в городе было 79 тысяч пенсионеров). Инфраструктура города пока держалась “на старых дрожжах”: ежегодно вводилось 3000 квартир, продолжалось промышленное строительство, укреплялся сектор соцкультбыта. В 1990 году плани ровали ввести в строй машиностроительный завод, больницу на 600 мест, поликлинику, несколько детских садов. На Жилстрое в тот год хотели реконструировать квартал между улицами Советская, Генералова, Декабристов и Фрунзе. Здесь наме ревались построить 200 квартир для рыбаков “Мурманрыбпрома”. В июле 1990 года произошло весьма знаменательное событие - из Мурманска на Северный полюс ушел атомный ледокол “Россия” с туристами на борту. Газеты писали, что поход на полюс - дорогое удо вольствие. Оно не каждому по карману. Поэтому в первом междуна родном рейсе участвовали лишь весьма состоятельные люди, спо собные выложить за путешествие по тридцать пять тысяч западно- германских марок. На валютную выручку от круиза Мурманское мор ское пароходство рассчитывало решить некоторые из своих насущных проблем. Между тем экономическое положение Мурманска становилось все более неустойчивым. Темпы роста производства продукции падали и у рыбаков и на рыбокомбинате. Не соблюдалась договорная дисциплина: 20-25% производителей стали необязательными парт нерами. Начались перебои в работе судоверфи. У железнодорожников сократились объемы перевозок и увеличились штрафы за нарушение сроков доставки. В городе ухудшилась трудовая дисциплина. Число прогулов, например, по сравнению с 1989 годом увеличилось на 25%. 15 мая 1990 года провели двухчасовую предупредительную забастовку экипажи 40 судов Мурманского морского пароходства. Причинами этого массового действия служили несправедливая оплата труда моряков, запущенность социальных проблем и отсутствие эко номически обоснованной программы использования гражданского атомного флота. Большинство требований забастовщиков были удо влетворены сразу. Но один вопрос - о выплате морякам, работающим 215
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz