Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.
которая трудилась на территории будущего порта с 3 июля по 14 авгус та 1915 года. 20 сентября в Семеновскую бухту прибыло еще 18 рабочих десятником, и они продолжили подготовительные работы. 2 ноября 1915 года на строительство порта возвратился из ко мандировки инженер Матвеичев. Вместе с ним приехали еще один ин женер и 30 рабочих с лесными материалами. В январе 1916 года вновь назначенный заведующий работами по строительству Мурманского порта Б. Е. Веденеев заключил в Петро граде договор на поставку рабочих для строительства пирсов и других сооружений с купцом первой гильдии Иосифом Качуриным. Сын купца инженер Борис Качурин сразу же выехал на Мурман. В своих воспоминаниях он писал, что на Мурмане строители жи ли на пароходе “Курск". А еще в их распоряжении был буксир “Кола”. Вечером 7 января 1916 года старший техник Егоров, прораб Ба- лабаев, десятник Румянцев и инженер Качурин тщательно обследова ли местность, и на следующий день начали работы. В феврале 1916 года на Мурман прибыли еще две партии рабо чих (135 человек). “Возведение жилья и подсобных зданий шло полным ходом, - писал Б. Качурин. - Надо было спешить, так как 15 марта паро ход “Курск”должен был сняться с якоря. В связи с этим у экспедиции появилось много забот и хлопот. Надо было хлопотать перед началь ником морского района о снабжении нас продуктами питания, в первую очередь - хлебом; необходимо было организовать отепление всех уже построенных бараков и жилых помещений; надо было ускорить строи тельство столовой, хлебопекарни и складов для продуктов питания; организовать свой лечебный пункт и позаботиться о приглашении из Колы врача; надо было получить из Вардё медикаменты, различные материалы, отопительные приборы; надо было, наконец, наладить свой рыбный промысел”. Что же успели сделать строители порта и будущего города на первом этапе работы? Ответ на этот вопрос мы находим в рапорте некоего Смирнова, чиновника-контролера из Архангельска. В доклад ной записке, которая датирована 2 февраля 1916 года, он писал в гу бернский центр, что выстроены две дощатые кладовые размером 15 и 10 кв. саженей, собрано 3 паровых копра, построена пристань с при чальной линией в(25 погонных саженей, по пристани проложены ваго неточные пути (пристань предназначалась для мелких судов, так как глубина воды не превышала 10 футов), собран жилой дом, площадью 96 кв. саженей, в котором поселилась администрация, несмотря на то, что крыши у него еще не было. Собрана была и отдельная 17
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz