Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

которая трудилась на территории будущего порта с 3 июля по 14 авгус­ та 1915 года. 20 сентября в Семеновскую бухту прибыло еще 18 рабочих десятником, и они продолжили подготовительные работы. 2 ноября 1915 года на строительство порта возвратился из ко­ мандировки инженер Матвеичев. Вместе с ним приехали еще один ин­ женер и 30 рабочих с лесными материалами. В январе 1916 года вновь назначенный заведующий работами по строительству Мурманского порта Б. Е. Веденеев заключил в Петро­ граде договор на поставку рабочих для строительства пирсов и других сооружений с купцом первой гильдии Иосифом Качуриным. Сын купца инженер Борис Качурин сразу же выехал на Мурман. В своих воспоминаниях он писал, что на Мурмане строители жи­ ли на пароходе “Курск". А еще в их распоряжении был буксир “Кола”. Вечером 7 января 1916 года старший техник Егоров, прораб Ба- лабаев, десятник Румянцев и инженер Качурин тщательно обследова­ ли местность, и на следующий день начали работы. В феврале 1916 года на Мурман прибыли еще две партии рабо­ чих (135 человек). “Возведение жилья и подсобных зданий шло полным ходом, - писал Б. Качурин. - Надо было спешить, так как 15 марта паро­ ход “Курск”должен был сняться с якоря. В связи с этим у экспедиции появилось много забот и хлопот. Надо было хлопотать перед началь­ ником морского района о снабжении нас продуктами питания, в первую очередь - хлебом; необходимо было организовать отепление всех уже построенных бараков и жилых помещений; надо было ускорить строи­ тельство столовой, хлебопекарни и складов для продуктов питания; организовать свой лечебный пункт и позаботиться о приглашении из Колы врача; надо было получить из Вардё медикаменты, различные материалы, отопительные приборы; надо было, наконец, наладить свой рыбный промысел”. Что же успели сделать строители порта и будущего города на первом этапе работы? Ответ на этот вопрос мы находим в рапорте некоего Смирнова, чиновника-контролера из Архангельска. В доклад­ ной записке, которая датирована 2 февраля 1916 года, он писал в гу­ бернский центр, что выстроены две дощатые кладовые размером 15 и 10 кв. саженей, собрано 3 паровых копра, построена пристань с при­ чальной линией в(25 погонных саженей, по пристани проложены ваго­ неточные пути (пристань предназначалась для мелких судов, так как глубина воды не превышала 10 футов), собран жилой дом, площадью 96 кв. саженей, в котором поселилась администрация, несмотря на то, что крыши у него еще не было. Собрана была и отдельная 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz