Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.
на отмели стояла выброшенная приливом полуразвалившаяся баржа, ставшая нашим временным пристанищем". Как видим, у каждого свидетеля было свое представление о том месте, с которого начался город. Одни видели тоню, другие промысло вую избу, третьи - остатки выброшенного приливом старого судна. И тут нет ничего удивительного: люди высаживались на берег в разных мес тах, в разное время, при различных обстоятельствах. Главное было в другом - изыскатели нашли удобный берег для конечного пункта железной дороги и застройки, а также подходящую акваторию для будущего порта. Инженер В. Е. Ляхницкий писал, что выбор места был обусловлен следующими обстоятельствами: имелся выход в мировой океан; сравнительно небольшое расстояние отделяло будущий город от стран Западной Европы; Кольский залив не замерзал и был защищен от "океанических волнений”, а также имел большие глубины, удовлетворительный грунт для якорных стоянок и пологие берега с большими обсыхающими площадями. Кроме этого, изыскатели отмечали еще два фактора: рельеф местности и ландшафт берега давали возможность расширять в буду щем границы города, а Кольский залив позволял увеличивать мощ ности порта. Во всех других исследованных местах - от Териберки до Рыба чьего - те или иные перечисленные выше преимущества отсутствовали. Единственным недостатком Мурманска, отмечал В. Е. Ляхницкий, было то, что порт имеет лишь один выход в море, в то время как для идеального порта необходимо два. г. Итак, 21 февраля 1915 года было окончательно Строительство < г " поота определено место, где железная дорога подойдет р к Кольскому заливу. Предпочтение отдали восточ ному берегу, ибо в противном случае пришлось бы строить мост через Тулому, а это потребовало бы дополнительных денежных средств и времени. 15 марта 1915 года был установлен символический столб, кото рый означал конец “Великого Северного пути” (так называли тогда Мурманскую железную дорогу). 3 апреля 1915 года в Кольский залив прибыла первая арте строителей. Это были плотники, завербованные в Пензенской губернии. К лету артель соорудила восемь бараков. 19 июня (3 июля) был установлен первый репер и началось оружение свай для эстакадной пристани. Этот день, по-видимому, и следует считать днем начала строительства порта. Изыскательские работы вела партия инженера И. А. Матвеичева, 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz