Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

Был на исходе рейс, когда вновь разыгрался шторм. Но не было на корабле унылых лиц: задание рейса уже перекрыли в полтора раза. Полтысячи центнеров сверхпланового полуфабриката трески забиты были вместе с измельченным льдом в чердаки трюмов”. К этому репортажу я бы добавил один штрих - некоторые члены экипажа были из семей потомственных рыбаков. Так, отец старпома Бориса Сметанина - Андрей Николаевич Сметанин - в 20-е годы ходил тралмейстером на РТ “Форель”, а в войну промышлял (уже вместе с сыном) на РТ “Батуми”... В семидесятые годы рыболовные флоты Мурманска продолжа­ ли пополняться новыми судами. В сентябре 1975 года в порт приписки прибыл БАТ (большой морозильный траулер) “Горизонт" - в то время самый крупный плавучий рыбозавод. Один из специалистов дал ему тогда такую характеристику: “Отличные мореходные качества. Бы­ стрый ход: эксплуатационная скорость - 15 узлов. Мощность силовой установки - семь тысяч лошадиных сил. Широко использована авто­ матика. В центральном посту управления вахтенный механик и два моториста обеспечивают работу всех механизмов. В каютах кондиционированный воздух. К услугам моряков теле­ визоры, радиоприемники, киноаппаратура. Есть здесь даже русская баня с парной. В. постоянно укомплектованной судовой библиотеке, не считая учебников1 1250 томов всевозможных книг. Имеется разборный бассейн для купания. Богат набор спортивного инвентаря. Прекрасные условия тут созданы и для труда рыбаков. Рыбная фабрика оборудована механизмами для разделки рыбы и выработки филе, мощными морозильными линиями. На палубе, площадь кото­ рой свыше четырехсот квадратных метров, работать очень удобно. Здесь применена двухтраловая схема “Дубль” с операционными ле­ бедками. Она позволяет, не теряя ни одной минуты, сразу переходить с трала на трал. Новый траулер способен совершать автономное плавание без пополнения продолжительностью в сто суток. В емких провизионках - мясной, рыбной, овощной и других - в течение всего этого срока хо­ рошо сохраняются продукты. Новый траулер, экипаж которого возглавил опытный капитан- директор Анатолий Павлович Костенко, готовился в первый промыс­ ловый рейс”. Из старых траулеров лучше других шли дела на знаменитом тогда ПРТ “Навигатор". Его экипаж выработал за девятую пятилетку 434 тысячи центнеров пищевой рыбной продукции. 174

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz