Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

Дело в том, что первые исследователи-поселенцы (это были топографы, гидрографы, геологи - одним словом, изыскатели) появи­ лись в южном колене Кольского залива значительно раньше, чем сам город. Они прибыли морем и жили поначалу на пароходах: измеряли глубины дна и брали пробы грунтов, вели топографические съемки и подыскивали места для будущего строительства - всего, что необходи­ мо порту: водоснабжения, дорог и т. д. и т. п. А летом 1915 года на восточном берегу Кольского залива к югу от Зеленого и к северу от Варничного мысов уже работали сотни людей. Но основной поселок рос у Семеновской бухты. На берегу появились бараки и жилые дома. Началось сооружение столовой и бани. Возникли первые производственные постройки. Ими стали кузница и две кладовые. Но главной задачей первых жителей нового поселка было свя­ зать берег с морем, создать порт. Несколько изыскательских партий под общим руководством инженера В. Е. Ляхницкого вели теодолитную съемку акватории будущей гавани, намечали створы, закладывали ре­ перы (геодезические знаки в виде бетонных призм), обследовали залив и берега. 19 июня 1915 года был поставлен геодезический знак - сим­ вол закладки Мурманского морского порта. Вот эту дату первые совет­ ские энциклопедисты и сочли днем рождения Мурманска. Но в 1915 году события шли своим путем. За лето - с 19 июня по 31 июля - партия архангельских изыскателей под руководством инже­ нера И. А. Матвеичева завершила общую рекогносцировочную съемку местности. 31 августа проблемы строительства постоянного коммерческ порта на Мурмане обсуждались в министерстве торговли и промыш­ ленности в Петрограде. Там и было узаконено место сооружения порта на Мурмане. Вслед за изыскателями и первыми группами рабочих на берег Кольского залива высаживались с пароходов все новые партии строи­ телей: плотники, печники, специалисты по забивке ряжей, сплавщики, лесорубы. Строители позже вспоминали: спать приходилось в кое-как сля­ панных хибарах, на голых нарах. Потом появились бараки и казармы, но помещений не хватало. Ибо почти все внимание было сосредоточе­ но на сооружении причалов. Уже в следующее лето причальные линии порта могли принимать сразу семь пароходов. За 1916 год было приня­ то около миллиона тонн импортных грузов. А в это же время шло строительство железной дороги от Петро­ заводска к незамерзаемому морю. “Мурманка” (так звали тогда эту до­ 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz