Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

Центр Мурманска в середине 60-х годов уже не имел ни бара­ ков, ни казарм, ни “чемоданов”, но дома постройки 30-х годов, чудом не сгоревшие в войну (наверно, потому что рядом, на улице Воровско­ го была пожарная часть), еще сохранились. Главный проспект города уже стал зеленым и достаточно благо­ устроенным, но там, где сейчас дом быта “Аметист” и магазин “Детский мир”, еще стояли деревянные здания. В одном из них на углу находилось отделение Госстраха Октябрьского района. На улице Шмидта шло большое строительство, но косогор вдоль железной дороги был еще “диким”. Летом, в пору незакатного солнца, тут собиралось полным-полно рыбаков, обсуждавших за бу­ тылкой вина свои проблемы. Неподалеку (по направлению к железно­ дорожному вокзалу) стоял деревянный магазинчик, где можно было купить все необходимое для продолжения бесед. Кстати, тогда в городе появилось много новых и неплохих мага­ зинов. Но если раньше их отличали друг от друга по номеру и принад­ лежности к “головной” организации (рыбкооп, “Мурманторг”, “Внешторг” и т. д.), то теперь вошли в моду звучные имена: “Чайка”, “Колос”, “Мечта”, “Утро”, “Полюс”. Изменил свой облик в 60-е годы и Жилстрой. На месте бараков росли панельные пятиэтажные дома. На проспекте Кирова от 12-й до 37-й школы строения появлялись одно за другим, что ни месяц, то новый дом. Застраивалась та сторона проспекта, которая ближе к мебельному комбинату. Между домами было болото, где тянулся ру­ чеек, текущий в сторону моря. А верхняя часть Жилстроя оставалась основном деревянной. На южной окраине города располагался поселок строителей, здесь основным типом жилья были сборно-щитовые дома. Ряды этих окрашенных в зеленую краску строений были названы именами героев Великой Отечественной войны: Зои Космодемьянской, Олега Кошево­ го и других. Новая волна переименований улиц прошла в 1965 году, когда отмечали 20-летие Победы над фашизмом. Тогда появились в городе улицы имени В. А. Фролова, И. В. Бочкова, А. П. Генералова. Однако в городе было по-прежнему немало и нерешенных про­ блем. Одной из них была удаленность аэропорта. Пассажирские са­ молеты тогда садились на военном аэродроме в Килпъявре. И время доставки пассажиров из Мурманска в аэропорт порой было больше, чем сам полет. Да к тому же в Килпъявре не было никаких удобств: одно приземистое здание - то ли сарай, те ли вагончик. А потому со­ оружение аэропорта в Мурмашах стало задачей номер один. 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz