Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

но построить новый портовый город, который с 24 июня 1899 года на­ зывался Александрова^ а в наше время называется Полярный. Но и трех лет не прошло, как стало ясно, что новый порт не мо­ жет удовлетворить потребности торговли и коммерческого мореплава­ ния, что проблема пробуждения Мурмана к активной экономической жизни не решена. Начавшаяся 1 августа 1914 года первая мировая война подтолк­ нула правительство России к объективно созревшему решению - по­ строить к Мурману железную дорогу и на месте ее соединения с неза­ мерзающем морем возвести новый порт и современный город. Необходимость этого объяснялась так. В войне с Германией и ее союзниками русской армии не хватало оружия и боеприпасов, военной техники и амуниции. Все это можно было получить от союзников по Антанте. Но порты Балтийского и Черного морей были блокированы противником, а дальневосточные гавани находились слишком далеко от Европейского театра военных действий. Наиболее близким и более или менее свободным морским выходом России в Западную Европу был Архангельский порт. Но пропускная способность этого порта и Северной железной дороги была невысокой, а навигация короткой, так как Горло Белого моря и устье Северной Двины на полгода покрывались льдом. Перечисленные выше обстоятельства и заставили царя и прави­ тельство уже осенью 1914 года решать вопрос о безотлагательном проведении железной дороги к одному из пунктов на побережье Белого моря для создания там порта, дублирующего работу Архангельского порта. Затем 5 декабря было санкционировано строительство железной дороги до Сорокской губы. 10 февраля 1915 года - выделены кредиты на сооружение дороги до Кандалакши, а 16 мая - кредиты для строи­ тельства дороги на Кольском полуострове. 3 июня 1915 года прави­ тельство выделило на сооружение временной пристани и на строи­ тельство железной дороги в Семеновской бухте 2066680 рублей. На этом, пожалуй, предыстория Мурманска кончается. Семе­ новская бухта, или Семеновское урочище (по-разному тогда назы­ вали эти места) стала местом сооружения порта и конечного пункта железной дороги. _ В первом выпуске Большой советской энцикло- возникнавения педии <м- 193?' тс 4 0 > сообщалось, что Мур­ манск возник в 1915 году. Впоследствии утвердилась другая дата основания города - 21 сентября 1916 года (по новому стилю - 4 октября). В чем причина такого разночтения и какая дата точней? 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz