Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

К началу XX века в России было более полутора Предыстория тысяч городов. И только два из них находи­ лись на Кольском полуострове: древняя Кола и молодой, основанный в 1899 году, Александровск. Но оба эти города не отвечали требованиям эпохи капитализма. Кола не могла принимать океанские пароходы из-за мелководья и не годилась для дальнейшей застройки, так как ее территория ограни­ чивалась рельефом - двумя реками и заливом. А Александровск был не столько административным центром, сколько военно-морской базой. Вопрос о создании на Мурмане незамерзающего порта в послед­ ней трети XIX века ставился неоднократно. Еще в июне 1870 года власти Архангельской губернии (в ее со­ став входил тогда Кольский полуостров) обратились к правительству с предложением: для развития торговли, мореплавания и промыслов построить на Мурманском берегу коммерческий порт. И даже место для этого порта присмотрели - на острове Кильдин. Предложение архан­ гельских властей в принципе было принято. Но выбор места возложили на особую комиссию, которая летом 1872 года отправила на Мурман экспедицию на шхуне “Полярная звезда”. Обследовав мурманское побережье, экспедиция нашла несколь­ ко мест, пригодных для строительства порта: в Монастырской губе на острове Кильдин, в губе Порчниха на восточном побережье Баренцева моря и в губе Корабельной на полуострове Рыбачий. Комиссия 1876 года определила сумму денежных средств, необ­ ходимых для строительства. Она равнялась 130 тысячам рублей. Од­ нако, когда понадобилось включить требуемые расходы в бюджет, де­ ло застопорилось: решили порт на Мурмане пока не строить. Второе предложение по поводу освоения мурманского побережья поступило в 1888 году в морское министерство. Оно исходило от оло­ нецкого губернатора. Он предлагал соорудить порт в бухте Озерко. Но это предложение также не получило отклика. И только в 90-е годы XIX века дело освоения Мурмана сдвину­ лось с мертвой точки. В 1894 году император Александр III “призвал” министра финансов С. Ю. Витте и поручил ему сделать окончательный выбор места для порта и военно-морской базы России на Севере. С. Ю. Витте создал еще одну комиссию для обследования Мурманского побережья и во главе ее прибыл в Кольский залив. Наиболее удобным местом была признана Екатерининская гавань. Здесь-то и было реше­ 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz