Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

навстречу, и железнодорожники пользовались элетротягой всю войну. Железнодорожники Мурманска участвовали во всех мероприя­ тиях по обороне родного города. Посылали людей на работу в “Оборонстрой" - рыть окопы и прокладывать дороги, строить блиндажи и огневые точки. Не раз приходили на помощь портовикам - разгружа­ ли пароходы. Станционники своими силами построили ряд бомбоубе­ жищ. В механических мастерских депо выпускали минометы, гранаты и автоматы. Кстати, стволы минометов приходилось вытачивать из вагонных осей. Коллектив вагонного депо Мурманска построил и оборудовал для нужд обороны Заполярья бронепоезд “Мурманец”. Активное уча­ стие в этой работе приняли мурманчане И. К. Неживко, В. Ф. Патцев, М. Г. Сысоев, X. М. Хамидулин. 25 апреля 1942 года бронепоезд под командованием А. М. Логинова отправился выполнять первое боевое задание. За 1200 дней обороны Заполярья железнодорожники отправили вглубь страны 1,2 миллиона тонн различных грузов: боевой техники, военных материалов, промышленного оборудования и продо­ вольствия, а в Мурманск доставили сотни эшелонов с солдатами, мобилизованными рабочими, оружием и боеприпасами, вывели де­ сятки санитарных поездов, выполнили сотни спецрейсов. Многие мурманчане и гости города посещают комнату боевой и трудовой славы, находящуюся в управлении отделения Октябрьской железной дороги. А проходя мимо вокзала, замедляют шаг перед ме­ мориальной доской, на которой золотом написано: “Вечная слава же­ лезнодорожникам Мурманского узла, погибшим на трудовом посту при налетах вражеской авиации в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.” Здесь десятки фамилий тех, кто приближал победу над ненавистным врагом. Промысел Когда стало ясно, что война затягивается, ве- под бомбами тераны тралового флота, капитаны И. Н. Де­ мидов, Г. С. Форощук, В. Н. Буряк, Я. А. Мош- ников вызвались начать промысел в военных условиях. Но сделать это было чрезвычайно сложно. Все исправные трау­ леры несли службу в военно-морском флоте. А у рыбаков осталось только 17 судов - “инвалидов”, на которых они и в мирное время боя­ лись в море выйти. Нужно было отремонтировать эти суда и подгото­ вить их для лова рыбы. Вторая сложность заключалась в том, что все опытные и здоро­ вые моряки тралового флота ушли воевать. Заменить их могли пен­ сионеры, а женщин и подростков нужно было учить рыбацкому делу. 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz