Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.
ченных бомбардировок вспыхнули дома железнодорожного поселка. С. Ф. Бурмистров рассказывал: “Люди на станции видели, что горят их дома, но ни один не бросил дело, не пошел спасать свое имущество. У тридцати пяти человек, которые дежурили в смену, квартиры сгоре ли. Они остались в том, в чем были”. Работали железнодорожники в тяжелых погодных условиях (длинные зимы, обильные снегопады, сильные метели), при свето маскировке, под бомбами врага. На трудовом посту погибло 80 маши нистов, составителей, диспетчеров и их помощников, 153 железнодо рожника были ранены или контужены. Вражеские самолеты 97 раз бомбили Мурманский железнодо рожный узел, сбросили на пути несколько тысяч бомб, разбили локо мотивное и вагонное депо, вывели из строя 216 паровозов и электро возов, 1300 вагонов. Часто горели стрелочные посты, здания диспет черских пунктов, выходила из строя система энергоснабжения. Американские и английские моряки, отдыхавшие в гостинице “Арктика”, говорили мурманчанам, что немецкое радио трубит по все му миру, будто бы Мурманская железная дорога и порт разрушены, город сметен с лица земли, а Кольский залив стал кладбищем взор ванных и затопленных судов. “А вы, оказывается, не только работаете и живете, но еще и смеетесь над геббельсовскими выдумками”, - до бавляли союзники. Как известно, Мурманское отделение Кировской железной доро ги в годы предвоенных пятилеток было электрифицировано. Энергию для дороги давали две гидростанции: Нивская у Кандалакши и Нижне- Туломская в Мурмашах (27 километров от Мурманска). Когда нача лась война и пришел приказ об эвакуации, поступило распоряжение демонтировать оборудование станций и всего энергохозяйства облас ти и вывезти его в глубинные районы страны. Что касается гидростан ций, то тут вопросов не было. С Нижне-Туломской ГЭС сняли и вы везли три турбины, а одну оставили для энергоснабжения Мурманска и Северного флота. А вот с подстанциями вдоль железной дороги вопрос возник. Приказ гласил, что их надо демонтировать, а транс форматоры и другое оборудование отправить на восток. А что делать дороге? Переходить на паровозы? Но где взять уголь? До войны его завозили со Шпицбергена, а сейчас там и шахты закрыты, и не добраться до них. Отправились в обком партии к М. И. Старостину. Тот стал звонить в Москву. Объяснил, что про движение противника в Заполярье остановлено, что в области нет источников для получения топлива, и попросил не вывозить энер гооборудование железной дороги вглубь страны. Москва пошла 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz