Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

слуга машинистов, составителей и осмотрщиков поездов, диспетче­ ров, стрелочников и ремонтников. Вражеские летчики устраивали охоту за поездами. Охота была групповая, когда несколько самолетов нападали на состав, и одиноч­ ная. Обычно в ясные дни гитлеровцы подкрадывались со стороны солнца, в ненастные нападали из-за сопок или облаков. Они стреми­ лись вывести из строя локомотивы, поджечь цистерны с горючим, взорвать фугасными бомбами полотно железной дороги. Машинисты старались увести эшелоны от бомб, то давали пе­ редний ход, то резко толкали вагоны назад - маневр зависел от на­ правления вражеской атаки. Учитывали профиль дороги, защитные возможности местности. В один из налетов машинист С. Я. Кирюшкин и его помощник К. Т. Суринов долго маневрировали составом, пока летчик летал над эшелоном - сначала сбрасывал бомбы, а потом по­ ливал вагоны пулеметным огнем. Кирюшкин был ранен, но не покинул кабину электровоза, довел состав до Мурманска. Нередко врагам удавалось разрушить железнодорожный путь к Мурманску. В таких случаях аварийная бригада срочно восстанавли­ вала полотно, мосты, путевые стрелки. Чтобы уберечь машинистов от пуль и осколков, кабины электровозов и паровозов стали обшивать броневыми листами. Начальник станции Мурманск Герой Социалистического Труда Сергей Фролович Бурмистров вспоминал: “ Землю сотрясали взрывы фугасных бомб. То там, то тут в воздух взметались языки пламени. Маневровый диспетчер Владимир Чибирев уже в который раз вызы­ вал южный стрелочный пост, но ответа не было. “Значит, все, - еле слышно проговорил он. - Не иначе как одна из бомб разнесла будку стрелочника”. Мы уже бросились было к выходу, как раздался знакомый голос. Докладывала стрелочница южного поста Александра Мельникова. Оказывается, воздушные пираты забросали составы зажигательными бомбами, и стрелочница вместе с составителем Голубевым, старшим стрелочником Клычковым под разрывами бомб, прыгая по крышам с вагона- на вагон, сбрасывала на землю зажигалки. Ценный груз был спасен от огня”. Напряжение работы на Мурманском железнодорожном узле, резко возрастало с приходом союзных караванов. На путях иногда скапливались сотни вагонов. Маневровые операции на станции не прекращались и во время воздушных тревог. Железнодорожники, как и фронтовики, несли службу круглосуточно, невзирая ни на какие об­ стоятельства. Так, летом 1942 года во время одной из самых ожесто­ 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz