Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

А всего на трудовом посту во время 54 налетов погибло 103 человека. За самоотверженную работу, проявленное мужество и массовый героизм коллектив Мурманского торгового порта в течение войны шесть раз награждался переходящим Красным знаменем Государ­ ственного Комитета Обороны. После войны оно оставлено предприя­ тию на вечное хранение. Несмотря на большую мощь бомбовых ударов, гитлеровцам так и не удалось вывести Мурманский порт из строя. В течение всей вой­ ны у его причалов швартовались советские и иностранные пароходы. За годы войны было разгружено 250 транспортов и переработано бо­ лее 2 миллионов 250 тысяч тонн военно-хозяйственных грузов. Одна из задач гитлеровской авиации в Заполя- Подвиг рье заключалась в том, чтобы нарушить работу железнодорожников железнодорожного транспорта. Если бы это про­ изошло, доставка пополнения, оружия, боепри­ пасов и продовольствия для войск 14-й армии и Северного флота могла бы резко сократиться. Враг предпринимал несколько попыток перерезать Кировскую железную дорогу на ее северном участке. Он высаживал десант с самолетов (пытался выйти в ряде пунктов к же­ лезной дороге), а когда это не удалось, перешел к систематическим бомбардировкам. Железнодорожный узел Мурманска всегда оставался районом повышенной опасности. Враги считали его, как и порт, мишенью но­ мер один и стремились вывести из строя. Обычно вражеские самолеты, летевшие бомбить железнодо­ рожные объекты, появлялись из-за сопок западнее Дровяного и Аб- рам-Мыса. В первые недели войны там не оказалось никаких зенит­ ных средств прикрытия. Тогда по приказу командующего Северным флотом в Кольский залив прибыл эсминец “Гремящий”. В первом же бою комендоры эсминца сбили два самолета. А самое главное - фа­ шистские летчики получили отпор. Военные моряки умелой стрельбой рассеивали строй немецких эскадрилий, заставляли фашистов сбра­ сывать бомбы не прицеливаясь, и это спасло железнодорожный узел от больших разрушений. Но смертельная опасность постоянно ходила рядом с железно­ дорожниками: ведь полотно дороги замаскировать невозможно, его хорошо видно с воздуха. Война потребовала от железнодорожников высокой организованности, коллективной стойкости, личного му­ жества. И если станция Мурманск работала бесперебойно, если со­ ставы с людьми и грузами шли безостановочно, то в этом общая за­ 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz