Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

женные моменты навигации в порту работало более 150 бригад груз­ чиков, многие из них давали по 3-4 нормы. За отличную работу и героизм, проявленные во время налетов вражеской авиации на порт, а также за ликвидацию последствий бом­ бардировок приказом народного комиссара морского флота СССР от 29 декабря 1943 года десять мурманчан были награждены значком “Почетному работнику морского флота”. В их числе - боец медико- санитарной дружины МПВО порта Зинаида Ивановна Айдарова. По­ литрук этой дружины Татьяна Федоровна Леонтьева и боец дегазаци­ онной команды МПВО Клавдия Николаевна Федотова получили гра­ моты Народного комиссариата морского флота. Эти работницы порта показали себя подлинными героинями: под бомбами и огнем авиаци­ онных пулеметов они оказывали первую помощь раненым и контуже­ ным в очагах поражения, тушили зажигалки, разбирали завалы, извле­ кали из-под них людей. О том, как работали портовики, дает представление наградно лист на начальника Мурманского торгового порта Л. П. Новосадова: “За период Великой Отечественной войны под его руководством, на­ ряду с обеспечением переработок большого количества импортных грузов, организовано и обеспечено высококачественное выполнение целого ряда заданий командования Северного флота. Торговым пор­ том построены причалы Мйшуков, Лавна-1, Лавна-2, в Кислой Губе. Отремонтированы санитарные причалы для приема судов с ране­ ными, каботажная пристань. Оборудован ряд судов для перевозки людей и боевой техники. Буксиры “Кола" и “Коммунист” помогали от­ делу вспомогательных судов и гаваней флота. До 1944 года порт пе­ ревозил грузы в базы Северного флота. В период подготовки Печенг- ской операции торговый порт обеспечил погрузку массы грузов для Северного флота и Карельского фронта”. В течение всей войны через Мурманск шли конвои с военными грузами от союзников. Бывали дни, когда в управлении пароходства и порта оставались у телефонов два-три человека - остальные помога­ ли грузчикам. Иногда люди по нескольку суток- не покидали рабочие площадки и трюмы. Даже лоцманы занимались разгрузкой. Немало портовиков погибло в те горячие дни. Вот только одна выдержка из дневника МПВО торгового порта: “24 марта 1942 года в 17 часов внезапно налетели вражеские бомбардировщики и сбросили много фугасных бомб, из которых 25 упало в центральной части пор­ та. В 18 часов 45 минут был совершен повторный налет и сброшено еще 19 фугасных бомб. При первом налете убито 43 человека, тяжело ранено 14 и легко ранено 3”. 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz