Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

краном. Но во время налета в него угодила бомба, и кран затонул. Положение казалось безысходным: в порту скопилось несколько пароходов с тяжеловесами, а выгружать нечем1. И тут кто-то из штаба И. Д. Папанина подсказал: “Можно было бы приспособить обычную стрелу с американского транспорта”. Но как договориться с союзника­ ми? Проблему решил Папанин. Облюбовав наиболее подходящую стрелу, он выпросил ее у американского капитана, а судоремонтники, не мешкая, сняли ее и поставили на наш старый пароход “Кама”. Этот “плавучий кран” выручил на первое время порт. Мурманские портовики работали в тесном контакте с железно­ дорожниками. Была налажена перевалка ленд-лизовских грузов прямо из судовых трюмов в вагоны. Для этого построили новые железнодо­ рожные пути с выходом на причалы - прямо к бортам пароходов. Сна­ чала, впрочем, пришлось разбирать тупики - так раздобыли рельсы, болты для крепления, шпалы. С марта 1942 года началась отправка за океан экспортных грузов: апатитового концентрата, хромовой ру­ ды, хлористого калия, магнезита, лекарственного сырья, щетины, ски­ пидара. Чтобы спасти порт от немецких летчиков, склады и составы на главных путях прикрывали маскировочными сетями, а чуть подальше, на второстепенных причалах и путях, устанавливали поломанные и порожние вагоны, или, как их тогда называли, “фальшвагоны”, кото­ рые и подставляли под бомбы. А бомбардировки порта не только продолжались, но и усили­ вались. В ночь с 3 на 4 апреля 1942 года, когда разгружался караван PQ-13, одна из фугасок попала в трюм английского транспорта “Нью- Вестминстер-Сити”, и его команда покинула судно. Пожар охватил среднюю часть парохода, в трюмах которого оставались еще тысячи снарядов. Клубы пара из пробитых котлов окутали судно, с палубы летели куски горящего дерева; там же рвались ракеты и дымовые шашки. Транспорт затапливался водой. Папанин через начальника порта приказал пожарникам, спаса­ тельному буксиру “Строитель” и командиру СК-106 (“Буревестник”) сделать все, чтобы спасти транспорт и выгрузить военное снаряже­ ние. Водолазы под бомбами заделали пробоину в корпусе, откачали воду, вернули судну плавучесть. Докеры спасли весь груз. 19 апреля 1942 года в Мурманск прибыл очередной караван опять над портом и заливом закружились немецкие бомбардировщи­ 1 В феврале 1942 года в Мурманске разгружались два каравана (22 парохо­ да, более 60 тысяч тонн грузов). 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz