Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

О ленд-лизе В годы второй мировой войны Мурманск яв- и о конвоях лялся одним из главных пунктов, через кото­ рый в нашу страну доставлялось военное сна­ ряжение и продовольствие из США, Канады и Великобритании. Дело это было столь сложным, что Государственный Комитет Обороны СССР своим уполномоченным по перевозкам на Севере назначил известного полярника дважды Героя Советского Союза Ивана Дмит­ риевича Папанина. Когда в декабре 1941 года И. Д. Папанин с помощниками приле­ тели из Архангельска в Мурманск, многие из них ужаснулись: “С чего начинать?" Причалы, железнодорожные пути, складские помещения, линии связи и водопровод повреждены. В Мурманске не было ни пор­ товых кранов, ни специалистов: докеров, стивидоров, крановщиков. Прифронтовой город постоянно бомбили. Ведь от вражеских аэро­ дромов до Кольского залива было всего 150-200 километров, и враг даже в полярную ночь мог использовать каждый просвет в облачности для того, чтобы сбрасывать смертоносный груз на Мурманский порт и железную дорогу. И. Д. Папанин пришел к руководителям города и обрисовал по­ ставленную ГКО задачу. Тут же было созвано совещание, и вскоре работа по подготовке к приему союзных караванов с грузами по ленд- лизу началась. Из Архангельска прибыли специалисты и техника, из Вологодской, Ярославской, Ивановской областей пошли эшелоны с женщинами и подростками, мобилизованными для работы в порту. Коми республика дала лес и уголь. В холодный и туманный день 11 января 1942 года к причалам Мурманского торгового порта подошли пароходы конвоя PQ-71. В его составе было девять судов. За ним пошли другие. Караваны форми­ ровались в Исландии, на севере Великобритании, в Шотландии и че­ рез 10-15 дней подходили к Кольскому заливу. Участники войны вспо­ минали, что немецкая разведка, видимо, неплохо знала время прибы­ тия конвоев: в эти дни фашистская авиация усиливала бомбардировки Мурманска. Едва начались разгрузочные операции, выяснилось, что несколько кранов, прибывших из Архангельска и выделенных Север­ ным флотом, не могут спасти положения - особенно когда дело дошло до тяжелых грузов. Первое время они выгружались мощным плавучим 1 PQ - так в целях конспирации назывались союзные конвои, следующие в Мурманск. Обратные караваны именовались QP. Первые шесть конвоев разгружались в Архангельске в 1941 году. 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz