Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

Выступая на митинге, где обсуждались задачи коллектива в военной обстановке, директор судоремонтного завода Наркоммор- флота А. П. Прокофьев говорил: “...в эти дни, в дни смертельной схватки с врагом, никто не должен считаться ни с временем, ни с ли­ шениями, ни с трудностями. Мы обязаны повысить производитель­ ность труда, дать как можно больше продукции нашей стране”. И люди старались, где бы ни работали. Труженики судоремонтного завода Мурманского морского паро­ ходства (а он тоже подчинялся военному командованию) только за 1941 год отремонтировали 133 судна, выполнили 25 аварийных ре­ монтов, наладили выпуск мин. Они делали также печи и железное камельки для фронтовых землянок, сани для пулеметов и противо­ танковых ружей, лопаты, кирки. О том, как в Мурманске ремонтировались подводные лодк рассказывал после войны директор судоверфи П. В. Сапанадзе: “Осталось в памяти восстановление подводной лодки “малютки”, по­ дорвавшейся на мине и уцелевшей на плаву с оторванным по торпед­ ные аппараты носом. Ее должны были отправить на восстановление в глубь страны. Мы дали слово А. Г. Головко, что лодку восстановим у нас на верфи в короткий срок. Работой руководил начальник кор­ пусного цеха А. М. Челюк, а исполняли ее две котельные бригады - А. Я. Денисова и П. Г. Лотонина. Вся работа по восстановлению лодки была исполнена за сорок пять суток”. Огромный объем работ в годы войны выполнял судоремонтный завод Главсевморпути. Рабочие и члены экипажей кораблей спали в цехе, где были поставлены нары и раскладушки. Туда же приносили питание. Работали по 12-14 часов, но ремонт заканчивали в указанные сроки. Коллективу завода не раз присуждалось переходящее Красное знамя Военного совета Северного флота. Самоотверженно трудились мурманские моряки и портовики. В торговом порту после того, как большая часть мужчин была мобили­ зована в армию, осталось всего 700 работающих. В условиях непре­ рывных бомбардировок эти люди начали подготовку к первой военной зимней навигации. Так как Горло Белого моря замерзло и доступ к Архангельску был закрыт, основная нагрузка по приему и обработке транспортных судов союзников легла на Мурманский порт. Поэтому здесь пришлось увеличить число работающих, продолжить механиза­ цию погрузочно-разгрузочных работ и усилить массово-политическую работу среди трудящихся. К концу 1941 года в порту насчитывалось примерно 1100 человек, а еще через год в навигацию работало более 4 тысяч грузчиков. 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz