Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.
Выступая на митинге, где обсуждались задачи коллектива в военной обстановке, директор судоремонтного завода Наркоммор- флота А. П. Прокофьев говорил: “...в эти дни, в дни смертельной схватки с врагом, никто не должен считаться ни с временем, ни с ли шениями, ни с трудностями. Мы обязаны повысить производитель ность труда, дать как можно больше продукции нашей стране”. И люди старались, где бы ни работали. Труженики судоремонтного завода Мурманского морского паро ходства (а он тоже подчинялся военному командованию) только за 1941 год отремонтировали 133 судна, выполнили 25 аварийных ре монтов, наладили выпуск мин. Они делали также печи и железное камельки для фронтовых землянок, сани для пулеметов и противо танковых ружей, лопаты, кирки. О том, как в Мурманске ремонтировались подводные лодк рассказывал после войны директор судоверфи П. В. Сапанадзе: “Осталось в памяти восстановление подводной лодки “малютки”, по дорвавшейся на мине и уцелевшей на плаву с оторванным по торпед ные аппараты носом. Ее должны были отправить на восстановление в глубь страны. Мы дали слово А. Г. Головко, что лодку восстановим у нас на верфи в короткий срок. Работой руководил начальник кор пусного цеха А. М. Челюк, а исполняли ее две котельные бригады - А. Я. Денисова и П. Г. Лотонина. Вся работа по восстановлению лодки была исполнена за сорок пять суток”. Огромный объем работ в годы войны выполнял судоремонтный завод Главсевморпути. Рабочие и члены экипажей кораблей спали в цехе, где были поставлены нары и раскладушки. Туда же приносили питание. Работали по 12-14 часов, но ремонт заканчивали в указанные сроки. Коллективу завода не раз присуждалось переходящее Красное знамя Военного совета Северного флота. Самоотверженно трудились мурманские моряки и портовики. В торговом порту после того, как большая часть мужчин была мобили зована в армию, осталось всего 700 работающих. В условиях непре рывных бомбардировок эти люди начали подготовку к первой военной зимней навигации. Так как Горло Белого моря замерзло и доступ к Архангельску был закрыт, основная нагрузка по приему и обработке транспортных судов союзников легла на Мурманский порт. Поэтому здесь пришлось увеличить число работающих, продолжить механиза цию погрузочно-разгрузочных работ и усилить массово-политическую работу среди трудящихся. К концу 1941 года в порту насчитывалось примерно 1100 человек, а еще через год в навигацию работало более 4 тысяч грузчиков. 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz