Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.
Работу по мобилизации и по обеспечению армии и флота всем необходимым возглавили мурманская организация ВКП(б) и гор исполком. В одном из своих отчетов М. И. Старостин говорил, что совет ские и хозяйственные организации перестроились на военный лад уже к августу. Они взяли на строгий учет все запасы сырья, централизовав через обком партии и военные советы армии и флота их распределе ние, и подчинили всю свою работу обеспечению армии и военного флота, интересам организации разгрома врага... Военно-мобилизационную работу первого периода войны харак теризуют следующие цифры: в действующую армию ушла половина коммунистов Мурманска и более 75% комсомольцев; из 70 рыболов ных траулеров влились в состав Военно-Морского флота 50; строи тельные организации Мурманска передали “Оборонстрою” всю техни ку и значительное количество кадров. В июле в Мурманске началось формирование народного опол чения. И сразу же нашлись добровольцы. Например, в торговом порту первым записался в ополчение экономист С. Дмитриев. Вслед за ним подала заявление бухгалтер Е. В. Моршнева. А затем - Т. Николаев, А. Смирнов, И. Грубин. Одновременно с ополчением формировались подразделения истребительных батальонов. Истребители и ополченцы боролись с десантами врага, участвовали в заслонах и облавах, вылавливали вражеских парашютистов, охотились за диверсантами. Тысячи мурманчан отправились на строительство оборонитель ных рубежей. На подступах к Мурманску - между Западной Лицей и Кольским заливом - было построено четыре линии обороны - с дотами и дзотами, ходами сообщения и землянками, минными полями и про волочными заграждениями. Нелегко было пожилым людям, женщи нам и подросткам, сооружать в скальном грунте (на вершинах и скло нах сопок) или болотистых местах (в низинах и долинах) наблюда тельные пункты, штабные помещения, склады, полевые госпитали и дороги. Каждый мешок цемента, каждое бревно или доску нужно бы ло доставлять из Мурманска; сначала через залив на баржах, затем по Мишуковской дороге на машинах или лошадях, а потом на своих плечах. В то же время шла эвакуация части гражданского населения и ряда учреждений и предприятий. Из Мурманска вывозили женщин и детей, а также стратегические грузы. Эвакуацию осуществляли двумя путями - железной дорогой на юг и пароходами на восток. Когда же финны перерезали Кировскую железную дорогу на территории Каре 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz