Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

На всех предприятиях и в учреждениях Мурманска прошли ми­ тинги и собрания. “Мы должны создать на производстве подлинно железную дис­ циплину, - заявил на митинге начальник цеха судоверфи А. М. Ба- тиевский. - Отныне мы бойцы, - бойцы на производстве. Удесятерим свою бдительность, свою организованность, свою готовность в любой день и час выполнить любое задание правительства”. На собраниях сразу же решались и сугубо практические вопро­ сы: об удлинении рабочего дня, о замене тех, кто уходил в дей­ ствующую армию и Военно-Морской флот, о передаче в воинские час­ ти автотранспорта, конского поголовья, средств связи. 47 траулеров Мурманского промыслового флота война застала в море. В особо трудном положении оказались рыбаки, промышляв­ шие у острова Медвежий. Трое суток шли РТ-32, РТ-41 и РТ-43 к род­ ному берегу, стремясь избежать сброшенной с самолета бомбы или пущенной с подводной лодки торпеды. С первых дней войны в Мурманске развернулась работа по пе­ реоборудованию рыболовных и транспортных судов и передаче их Северному флоту. Впоследствии адмирал А. Г. Головко писал: “На Северном те­ атре морской войны неоценимую помощь военному флоту оказали рыболовные траулеры, приспособленные для плавания в тяжелых условиях полярного моря. Они выполнили огромную боевую работу. Своими успехами в борьбе с врагом Северный военный флот обязан и их помощи”. Вместе с траулерами на войну ушли и прославленные рыбацкие капитаны - А. И. Стрельбицкий, К. Л. Бурков, Я. А. Гунин, П. П. «оре­ хов, И. М. Титов и другие. В состав Северного флота вошла и значительная часть моряков торгового флота. От причалов рыбного и торгового портов и днем и ночью отхо­ дили пароходы, катера, буксиры с баржами. Они везли на западный берег Кольского залива, к Полярному и на Рыбачий подкрепление, боеприпасы, продовольствие и фураж. На линии Мурманск - Озерко (на полуострове Рыбачий) постоянно курсировал буксирный пароход "Кола” под командованием Зосимы Ивановича Хабарова. Небольшое судно речного типа, с мотором мощностью всего 400 лошадиных сил, не раз попадало под огонь немецких батарей, установленных на по­ бережье. Десятки раз налетали вражеские самолеты. Но Зосима Ива­ нович умело маневрировал при обстрелах и всякий раз уводил буксир из-под ударов бомб и снарядов. 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz