Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

С 1939 года в Мурманске было три админи- В последние стративных района, названных в честь совет- мирныедни ских вожде^ то^ эпохи: Ленинский (в Росте), Кировский (в центре) и Микояновский (на Жилстрое и прилегающих к нему кварталах). Улиц в городе насчитывалось много (по одному из списков - 93), но вид они имели неприглядный. Почти все постройки, кроме про­ мышленных сооружений и 30 каменных зданий в центральной части, были деревянными и малоэтажными. Среди них находились сотни бараков, которые портили вид улиц. Жили мурманчане перед войной дружно, помогали друг другу всем, чем могли - деньгами (до получки), продуктами (до прихода му- жа-отца с моря, до приезда из командировки), хлебом и солью - до открытия магазина, советом - во всех случаях жизни. Этому способ­ ствовали и жилищные условия: жили в бараках, в небольших домах и лишь немногие - в благоустроенных каменных зданиях. Часто две-три семьи ютились в одной квартире или даже в комнате. Общие нужды сплачивали людей, и дружба народов была не лозунгом, а фактом, не на словах, а на деле. Русские и татары, украинцы и мордва дружили семьями, было много смешанных браков. А на свадьбах по очереди пели русские, украинские, белорусские песни. В моде была грузинская песня “Сулико”. Естественный прирост населения в 1940 году составлял 18 че­ ловек на тысячу жителей (то есть был в два раза выше, чем в начале 90-х годов). Ребятишек в Мурманске становилось с каждым годом больше, и город всячески заботился о них. Для дошкольников строи­ лись каменные детсады, а для учеников - новые школы. “Лучшее - детям!” - это был не лозунг довоенного Советского Союза и коммуни­ стической партии, а реальная политика. Именно тогда обживались школы №1 , 2 , 4, 8, 12 и другие, которые недавно отмечали свое 60-летие. И еще один момент. В городе уделялось большое внимание военно-патриотическому воспитанию молодежи. Везде: на произ­ водстве, в учреждениях, в школах - работали кружки “Будь готов к труду и обороне”, “Ворошиловский стрелок”, а также авиамодельные, планерные, автодела и т. д. Значки, выдаваемые за выполнение спортивных нормативов, юноши и девушки носили, как ордена. Что касается культурного строительства, то тут тоже было не­ мало положительного. В каждой грамотной семье появились газеты, 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz