Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.

СоветТруда и Обороны под председательством В.И. Ленина в 1921 г. принял два постановления: согласно первому, рыбопромышленные суда передавались в распоряжение местных органов Главрыбы; в другом, в це­ лях развития рыболовного и охотничьего промыслов на Мурманском по­ бережье, предлагалось закупить за границей орудия лова и промысловое оборудование. - Вы гшеете в виду закупки в Норвегии? - Да, на эти цели был выделен 1 млн 100 тыс. рублей. И это несмотря на сложное финансовое положение страны. Все это способствовало возро­ ждению промыслов Мурмана. - Алексей Алексеевич, Кольский край, наверное, привлекал внимание Лента и Советского правительства не только как центррыбодобычи? - Безусловно. Еще в наброске “Плана научно-технических работ” Владимир Ильич предложил проект реорганизации промышленности и экономического подъема России. Это было весной 1918 г. И только спустя два года ленинские идеи подъема производительных сил страны, обновле­ ния и реорганизации экономики стали осуществляться и на Кольском по­ луострове. Разумеется, уже тогда все понимали, что порт Мурманск - это ворота страны. Вы знаете о том, что в 1920 г. здесь уже был ледокол “Ле­ нин”? Значит, уже тогда планировалось освоение Северного морского пу­ ти. А возьмите план ГОЭЛРО. Этим планом предусматривалось строи­ тельство гидростанций на Ниве и Туломе и тепловой электростанции в Мурманске. В подготовительных материалах комиссии по электрификации упоминалось также о проектировании гидростанций на Выге и у Ковды. План ГОЭЛРО предусматривал электрификацию Мурманской железной дороги... - Вы гшеете в виду дорогу Мурманск — Ленинград? - Да, но не совсем. Мурманская железная дорога - это Мурманск - Званка (теперешний Волховстрой). Как видите, это плановое задание не выполнено еще до сих пор. Или возьмите другой пункт: план предусмат­ ривал строительство химического комбината на базе комплексного ис­ пользования полезных ископаемых края. Со временем мы и саму идею эту потеряли и только сейчас начинаем о ней вспоминать. - Развитие края, наверное, требовало в первую очередь развития транспорта? - Правильно. Именно потому 2 июня 1920 г. Ленин подписал поста­ новление СТО “Об эксплуатации и достройке Мурманской железной доро­ ги”. Вот послушайте, что там говорилось: “Поддержание правильной экс­ плуатации на Мурманской железной дороге и планомерная достройка ее признаются государственной внеочередной и срочной задачей, в связи с чем все мероприятия, устанавливаемые в целях содействия сему, подлежат выполнению в военно-срочном порядке”.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz