Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.
А через несколько месяцев, в марте 1920 г., части 1-й стрелковой ди визии 6-й отдельной армии Рабоче-Крестьянской Красной Армии вступили в окончательно освобожденный Мурманск. Конференция рабочих Коль ского полуострова послала Ленину приветственную телеграмму: «Мурман снова и навсегда стал советским...». В марте Владимир Ильич занимался вопросом учета трофейного имущества в Мурманске, о направлении туда ответственных партийных и советских работников. В середине того же месяца-где-то между 16-18 мар та - Ленин знакомится с полученной из Мурманска телеграммой, в кото рой высказана просьба прислать работников и выяснить вопрос об аннули ровании денежных знаков белогвардейского правительства. В записке к наркому финансов Н.Н. Крестинскому Владимир Ильич запрашивал его мнение по этим вопросам. В апреле 1920 г. В.И. Ленин познакомился с запиской, переданной по прямому проводу от представителя Наркоминдела на Севере Г.Л. Ши- ловского. В ней сообщался текст телеграммы, полученной на имя бывшего помощника командующего белогвардейскими силами Мурманского рай она Констанди о желании группы офицеров вернуться из Норвегии в Ар хангельск и сотрудничать с Советской властью. На записке Ленин сделал надпись: «Всем членам Политбюро и Дзержинскому». Помимо вопросов о судьбе белогвардейских офицеров, трофейного имущества, посылки кадров, В.И. Ленина интересовали кардинальные во просы восстановления народного хозяйства Мурмана, разрушенного Гра жданской войной и «союзной» интервенцией. Одной из главных проблем было восстановление Мурманской железной дороги. 28 мая 1920 г. В.И. Ленин председательствовал на заседании Сове Труда и Обороны, где ему было поручено подписать постановление о вос становлении и эксплуатации Мурманской железной дороги. Это постанов ление и «Положение о смешанной (военно-гражданской) эксплуатации се верного участка Мурманской железной дороги Масельская - Мурманск» В.И. Ленин подписал 2 июня 1920 г. Роль В.И. Ленина в развитии производительных сил Мурмана В истории Мурмана начинался новый период - период мирного строительства. По указанию В.И. Ленина восстанавливалась рыбная и лес ная промышленность, в тундре появились геологоразведочные партии. На лаживались торговые связи с Европой. Через незамерзающий Мурманский морской порт оттуда пошли в Россию грузы. Началось дальнейшее освое ние Арктики. Так было положено начало славному пути социалистическо го строительства, который прошли мурманчане за минувшие десятилетия. Вот как обо всем этом я писал в 1975 г. в статье «Ленин и Мурман»: «В.И. Ленин сравнивал Россию после окончания Гражданской войны с че 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz