Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.

А вот как описывал отъезд из Москвы за границу сам Керенский: «Отъ­ езд был назначен на конец мая через Мурманск, где стояли английские и французские корабли, охранявшие в порту огромные склады с военным и другим снаряжением. Ехать на этот раз мне пришлось в так называемом экс­ территориальном поезде, предоставленном для репатриации сербских офи­ церов. Формированием таких поездов занимался глава всех операций по ре­ патриации полковник Иованович (серб), который по просьбе моих друзей бе­ зо всяких колебаний выправил для меня документы на имя сербского капи­ тана. Английскую визу проставил английский генеральный консул в Москве Роберт Брюс Локкарт, который оставался там в качестве специального эмис­ сара после отъезда из столицы союзнических послов. Локкарт выдал визу, да­ же не обратившись за разрешением в Лондон. Много позднее он сказал мне, что был вынужден взять на себя всю ответственность, ибо был уверен, что министерство иностранных дел Англии отклонит мое обращение за визой. Завершив все приготовления к отъезду, я в последний раз встретился со своими московскими друзьями и соратниками». А далее он сообщил кое-какие детали, о которых мы не знали: «В день отъезда мы с Фабрикантом засветло приехали на Ярославский вокзал. Без особых затруднений мы встретились с двумя сербскими офицерами в во­ енной форме, которые проводили нас на нужную нам платформу, где мы смешались с толпой пассажиров. Поезд был набит до отказа, однако нам предоставили места в купе второго класса, судя по всему, предназначенно­ го для офицеров. Не оставалось никаких сомнений, что некоторые из них узнали меня. Путешествие казалось бесконечным. На однопутной мурман­ ской ветке было огромное число разъездов. По непонятной причине мы ча­ сами стояли на узловых станциях. Казалось, состав едва двигается. Но мы не сетовали на судьбу. В конце концов торопиться было некуда, а впереди нас ждала упоительно-прекрасная северная весна. Мы радовались дли­ тельным ночным стоянкам, когда поезд останавливался прямо посреди густого леса. Это напоминало мне о белых ночах в Петрограде. Но природа тут казалась более таинственной: особую прелесть придавал ей какой-то особый северный покой и белизна ночей. Прошлого словно и не существо­ вало, и не хотелось ни говорить, ни думать о будущем. Мы ощущали пол­ ную гармонию с естественной красотой окружающей нас природы, какое- то единение с загадочными лесами». В дополнение этой цитаты из воспоминаний надо заметить, что Ке­ ренский ехал под видом сербского подданного по имени Милутин Марко­ вич, А сопровождавший его эсер В. Фабрикант был одним из активных деятелей антисоветского подполья. Именно он свел Керенского с Локкар­ том, который поставил на паспорте Марковича британскую визу-печать. Но продолжим воспоминания самого Александра Федоровича: «Не помню, сколько длилось наше путешествие, должно быть, около десяти дней. В конце концов мы добрались до Мурманска, в те дни грязного и за­ 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz