Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.

сти, требовали усилить работы по достройке Мурманской железной дороги и торгового порта в Кольском заливе, понимали важную роль Мурманска как стратегического пункта в осуществлении связей с Антантой. На засе­ даниях Временного правительства в присутствии Керенского не раз обсу­ ждались вопросы продовольственного снабжения Мурмана: 8 июня, 11 июля, несколько раз в августе 1917 г. Еще 25 апреля 1917 г. Керенскому была отправлена резолюция общего собрания рабочих Мурманской желез­ ной дороги «О злоупотреблениях и бесхозяйственности на Мурманстройке». А по данным мурманского историка П.В. Федорова, вопрос о выде­ лении средств на сооружение «Мурманки» обсуждался Временным прави­ тельством также 6 июня и 17 августа 1917 г. В конце августа 1917 г. Керенский направил в три министерства (во­ енное, путей сообщения, торговли и промышленности) категорические предписания по форсированию строительства новых причалов в Мурман­ ском порту. Министр-председатель и военно-морской министр А.Ф. Ке­ ренский специально подчеркивал, что «оборудование Мурманска для гру­ зовых операций является делом огромной государственной важности». Газета «Мурманский путь» в сентябре 1917 г. сообщала, что Керен­ ский намерен «сам» осмотреть Мурманскую железную дорогу и инспекти­ ровать военные объекты. Но обстоятельства сложились так, что эти планы выполнить не удалось. Сначала помешали июльские выступления больше­ виков, а потом мятеж Корнилова и последовавшие за ним события. Об адмирале К.Ф. Кетлинском Рассказывая о связях А.Ф. Керенского с Мурманском в бурные дни ре­ волюции, нельзя не заметить контакты по линии Кетлинский - Керенский. Первый такого рода документ был послан командиром крейсера «Аскольд» Кетлинским еще 22 мая 1917г. Капитан I ранга подал морскому министру ра­ порт, в котором сообщал о демократизации жизни на находившемся в Анг­ лии крейсере «Аскольд», о том, что для матросов читаются лекции и про­ водятся «собеседования по текущим политическим и внутреннесудовым вопросам». На этом рапорте одним из помощников Керенского (по-види- мому, с его слов) была сделана резолюция: «Благодарить капитана I ранга Кетлинского за правильное понимание демократических начал и организа­ ции флота и тесную связь с командой, так как по точным имеемым у меня сведениям только благодаря умелым действиям и указанному выше ко­ мандиру “Аскольда” в тяжелых условиях, при оторванности от Родины, удалось сохранить боеспособность крейсера и дух команды». Наверное, с этих пор К.Ф. Кетлинский и попал в поле зрения будуще­ го главы правительства, что в какой-то степени объясняет присвоение Кет­ линскому адмиральского звания и назначение его Главным начальником Мурманского укрепленного района иМурманского отряда судов (Гланамур). 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz