Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.

Английский посол впоследствии оправдывался: «...Нам было беспо­ лезно настаивать на разрешении императору выехать в Англию, когда ра­ бочие угрожали разобрать рельсы впереди его поезда. Мы не могли пред­ принять никаких мер к его охране по пути в порт Романов. Эта обязан­ ность лежала на Временном правительстве. Но так как оно не было хозяи­ ном в своем собственном доме, то весь проект в конце концов отпал». Временное правительство и доставка грузов из Мурманска Второй эпизод, связывающий имя Керенского с Мурманским краем, относится к лету 1917 г. К тому времени министр юстиции сменил порт­ фель и стал ведать военными и морскими делами, а вскоре и вообще воз­ главил Временное правительство России. Керенский вплотную занимался проблемами экономики и армии, и тут в поле его зрения попали Мурман­ ская железная дорога и наш торговый порт, по которым шла военная и иная помощь от союзников по Антанте. Об этой стратегической магистрали много говорили и писали во время Первой мировой войны. Французский посол в России Морис Палео­ лог, например, в дневнике за 16 января 1916 г. сделал такую запись: «Дело снабжения русской армии ружьями благодаря настойчивости генерала Алексеева заметно улучшается. Вот цифры ружейных припасов: 1. Ружей в деле, на фронтах - 1 200 ООО; 2. Ружей, разгруженных в Архангельске, - 155 700; 3. Ружей, разгруженных в Александровске, - 530 000; 4. Ружей, готовых к отправке из Англии, - 113 100. Доставка в Белом море производится при помощи ледоколов, с гро­ мадными трудностями. В районе Александровска организован на широкую ногу транспорт на оленях. А от Мурманска до Петрозаводска не меньше 1 000 километров пути». Это написано в период, когда железная дорога еще только строилась, но значение ее значительно выросло после ввода в строй. Сам А.Ф. Керен­ ский в книге «Россия на историческом повороте», говоря о подготовке летне­ го наступления против немцев в 1917 г., отмечал: «Наши войска на фронте располагали достаточными ресурсами для ведения ограниченных наступа­ тельных действий, поскольку открытие в конце ноября 1916 г. прямой же­ лезнодорожной линии к незамерзающему порту Мурманска позволило за­ падным союзникам перебросить нам тяжелую артиллерию и другое оружие для осуществления всеобщего наступления против центральных держав». Но теоретические расчеты переброски подкреплений из Европы че­ рез море и по Мурманской железной дороге не оправдывались из-за не­ большой пропускной способности магистрали, ведь порт и дорога остава­ лись недостроенными. Этой проблемой Керенский занимался в 1917 г. вплотную. Временное правительство в целом, и А.Ф. Керенский в частно­ 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz