Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.
Английский посол впоследствии оправдывался: «...Нам было беспо лезно настаивать на разрешении императору выехать в Англию, когда ра бочие угрожали разобрать рельсы впереди его поезда. Мы не могли пред принять никаких мер к его охране по пути в порт Романов. Эта обязан ность лежала на Временном правительстве. Но так как оно не было хозяи ном в своем собственном доме, то весь проект в конце концов отпал». Временное правительство и доставка грузов из Мурманска Второй эпизод, связывающий имя Керенского с Мурманским краем, относится к лету 1917 г. К тому времени министр юстиции сменил порт фель и стал ведать военными и морскими делами, а вскоре и вообще воз главил Временное правительство России. Керенский вплотную занимался проблемами экономики и армии, и тут в поле его зрения попали Мурман ская железная дорога и наш торговый порт, по которым шла военная и иная помощь от союзников по Антанте. Об этой стратегической магистрали много говорили и писали во время Первой мировой войны. Французский посол в России Морис Палео лог, например, в дневнике за 16 января 1916 г. сделал такую запись: «Дело снабжения русской армии ружьями благодаря настойчивости генерала Алексеева заметно улучшается. Вот цифры ружейных припасов: 1. Ружей в деле, на фронтах - 1 200 ООО; 2. Ружей, разгруженных в Архангельске, - 155 700; 3. Ружей, разгруженных в Александровске, - 530 000; 4. Ружей, готовых к отправке из Англии, - 113 100. Доставка в Белом море производится при помощи ледоколов, с гро мадными трудностями. В районе Александровска организован на широкую ногу транспорт на оленях. А от Мурманска до Петрозаводска не меньше 1 000 километров пути». Это написано в период, когда железная дорога еще только строилась, но значение ее значительно выросло после ввода в строй. Сам А.Ф. Керен ский в книге «Россия на историческом повороте», говоря о подготовке летне го наступления против немцев в 1917 г., отмечал: «Наши войска на фронте располагали достаточными ресурсами для ведения ограниченных наступа тельных действий, поскольку открытие в конце ноября 1916 г. прямой же лезнодорожной линии к незамерзающему порту Мурманска позволило за падным союзникам перебросить нам тяжелую артиллерию и другое оружие для осуществления всеобщего наступления против центральных держав». Но теоретические расчеты переброски подкреплений из Европы че рез море и по Мурманской железной дороге не оправдывались из-за не большой пропускной способности магистрали, ведь порт и дорога остава лись недостроенными. Этой проблемой Керенский занимался в 1917 г. вплотную. Временное правительство в целом, и А.Ф. Керенский в частно 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz